Окошко жизни.

Что для нас важнее: преследовать нерадивых матерей по закону после свершившегося преступления или дать им шанс остаться людьми, а их малышам — вырасти?

За десять месяцев уходящего года в Беларуси родилось больше 90 тысяч детей. Кого-то из родителей несказанно осчастливив своим появлением на свет, а кого-то, как ни прискорбно это признавать, поставив перед выбором: оформить официальный отказ от ребенка и ближайшие 18 лет выплачивать государству деньги на его содержание или же попытаться “сэкономить” ценой жизни маленького человечка. Бросить попискивающий сверток на цементном полу между этажами пронизываемого ветрами подъезда. Оставить новорожденного в яме общественного сортира. Или подкинуть в кусты недалеко от дома. Перечисленные здесь случаи — реальность. Все они происходили в течение последних месяцев в стране, жителей которой называют толерантными, удивительно отзывчивыми и чуткими. Окончились эти страсти, как нынче модно говорить, хеппи-эндом: варварски брошенные малыши живы, здоровы, кто-то уже обрел новых маму и папу. Но хватает и других примеров. Следственным отделом прокуратуры Брестской области в начале ноября возбуждено уголовное дело по факту убийства новорожденного, труп которого обнаружен в Бресте среди бытовых отходов на мусороперерабатывающем заводе. Мальчика задушили.
По официальным данным, количество отказов от детей в Беларуси за семь лет уменьшилось более чем в три раза — с 483 в 2004-м до 117 случаев в 2010 году. Специалисты отмечают, что во многом это связано с введением в 2007 году президентским Декретом № 18 материальной ответственности за уклонение от воспитания детей. У кого из опустившихся матерей и отцов оставалась еще хоть капля совести, образумились. Только вот все чаще находятся теперь те, кто предпочитает убить, лишь бы не платить...
На прошедшем недавно в Минске международном семинаре “Эволюция семьи и семейная политика” прозвучала провокационная мысль одной из участниц: а если бы у этих женщин, решившихся на убийство своего ребенка (ведь фактически хладнокровным убийством можно назвать и оставление новорожденного без медицинской помощи и условий для выживания!), была возможность отдать малыша в добрые руки, не опасаясь судебного преследования и общественного порицания, разве взяли бы они такой грех на душу?
Что происходит в головах у таких мамаш — тема отдельной большой статьи. Но “кукушки” среди представительниц прекрасного пола были, есть и, увы, будут всегда. Таков уж этот несовершенный мир. Можно, используя социальные, экономические и юридические рычаги, периодически регулировать их количество, но искусственно вживить материнский инстинкт человекоподобным самкам, у которых он отсутствует начисто, не удастся никогда. А значит, пора делать выбор, что для нас важнее: преследовать “отказниц” по закону после свершившегося преступления или же дать им шанс остаться людьми, а их малышам — не подвергаться опасности в своей еще толком не начавшейся жизни.
Более десяти лет назад гамбургские СМИ опубликовали материалы под заголовком “Гибель нации: за год родители выкинули на улицу 20 детей”. Для страны это стало шоком. Активисты предложили свое решение проблемы подкидышей. В стену больницы, в укромном месте, чтобы женщины не боялись, что их увидят, вмонтировали специальные беби-боксы. Если в такой контейнер кладут отказничка, через 30 секунд в кабинете медиков срабатывает сигнализация. Услуга начала пользоваться, если так можно выразиться, популярностью: некоторые матери, в основном несовершеннолетние девочки из семей со средним доходом, позже меняли решение и забирали своих сыночков и дочек через социальные службы. Электронные ящики принялись монтировать по всей стране. За десять лет в них оставили 500 младенцев.
В 2005 году немецкий опыт переняли и другие страны. Автоматизированные “окошки жизни”, в которых “кукушка” может оставить нежеланного ребенка, не встречая осуждающих людских взглядов и без риска попасть за решетку, существуют в Италии, Венгрии, Южной Африке, Бельгии, Чехии, Австрии, Латвии, Словакии, России. Противники подобных нововведений в один голос кричат о том, что беби-боксы — не панацея от нежелательных беременностей. Что глупо подставлять плечо разнузданным малолеткам, начинающим половую жизнь в 13 лет и рожающим первого потенциального отказничка в 14. Или стимулировать многодетных алкоголичек плодиться и размножаться дальше. Получается, творите, что хотите, государство вас поддержит? Да и, кроме того, вторят прагматики, содержание беби-боксов с вентиляционной системой, температурным режимом и обязательной видеокамерой, фиксирующей условную колыбельку, на которую кладут грудничка, влетит налогоплательщикам в копеечку...
Но, с другой стороны, а кто когда-нибудь подсчитывал, сколько прибыли несет стране даже одна спасенная жизнь?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter