Рабочая неделя Президента Беларуси в цитатах и комментариях

Окно возможностей открыто

— На многую продукцию спрос просто бешеный. В том числе и на лифты… Давайте то, что закупали по импорту, будем производить здесь… Окно возможностей открыто… И дисциплина чтобы была. Потому что отсутствие дисциплины — это провал. Провал — это война. Все начинается с экономики.

10 июля 2023 года, Александр Лукашенко в ходе посещения ОАО «Могилевлифтмаш».

Не секрет, что существуют вечные бизнесы. Например, выпечка хлеба. Он нужен людям всегда и при любых обстоятельствах. Пошив одежды и обуви — как ни крути, а голым и босым ходить не станешь, что бы ни случилось. Возможно, кто-то удивится, но производство лифтов тоже можно отнести к выпуску продукции острой и первой необходимости. Поэтому и конкуренция на этом рынке не менее жесткая, чем на том же хлебном.

Фото БЕЛТА

Дело не только в том, что процессы нового строительства на планете идут своим чередом. В приоритете возведение высотных сооружений, которые без лифтов были бы абсолютно бесполезны. Это тоже часть рынка, но, похоже, даже не основная. Для понимания ситуации советую набрать в любом поисковике, например, такую строчку: «ситуация с лифтами в Тбилиси». Вы удивитесь, но в столице Грузии износ лифтового оборудования в жилищном фонде почти стопроцентный.

Да, манит красивая реклама продажи комфортного жилья в приморском Батуми с обещаниями хорошей выручки от его сдачи внаем. Но это одна история. Совершенно другая — о том, что в стране миллионы квадратных метров жилых домов еще советской постройки, в которых лифты остановлены давно и намертво. Там престарелые жители верхних этажей годами не выходят на улицу: они просто не в силах преодолеть лестничные пролеты. Заменить оборудование нечем. Американские и финские производители, может, и рады были бы занять эту рыночную нишу, но их пафосные конструкции к брежневским многоэтажкам как корове седло. И дорого, и просто не подходят.

Грузинский пример лишь один из многих. Жилфонд, нуждающийся в обновлении, на необъятных просторах бывшего СССР огромный, и надо отдать должное могилевским лифтостроителям за то, что не повелись в недавнем прошлом на бестолковые ура-призывы свернуть производство. Иначе замурованными в четырех стенах могли бы оказаться не только грузинские пенсионеры. Получается, белорусские производители дают шанс на комфортную жизнь очень и очень многим людям. То есть бизнес и социальная миссия здесь переплелись довольно тесно. Без лифтов, к слову, не обходится ни одна больница.

Могилевчане — большие молодцы. Не просто удержали позиции на рынке, а серьезно рванули вверх. Даже электронную начинку (которую раньше преимущественно импортировали) научились делать сами в своем холдинге «Могилевлифтмаш». Спасибо разным «отисам» и прочим «коне», которые сбежали с белорусского и российского рынков, полагая, что этим нас накажут. Дышать стало легче, появились стимулы к освоению то ли новых, то ли подзабытых компетенций.

А еще есть стратегический эффект. На него и указал Александр Лукашенко во время посещения предприятия. Спрос на белорусскую продукцию растет. Мощности «Могилевлифтмаша» не позволяют быстро нарастить производство в соответствии с ним. Логично будет подтянуть к решению задач недозагруженные заводы, в данном случае — «Строммашина». Опыт ­МАЗа, БЕЛАЗа уже доказал эффективность подобных альянсов. Теперь на примере лифтового производства еще раз обозначена масштабная задача вовлечения в перспективные промышленные проекты как можно более широкого круга производителей.

Конъюнктура требует, работать умеем, окно возможностей видим и обязательно его используем.

Санкции работают. В нашу пользу!

— Наша задача — за следующую пятилетку уйти с этих «диких» ферм. Надо строить технологичные комплексы. Надо определить оптимальную цену оптимального комплекса. Я не говорю, что он должен быть дешевый. Скупой платит дважды. Но лишних денег нет. В следующей пятилетке все дойное стадо должно быть технологично переведено в комплексы.

11 июля 2023 года, Александр Лукашенко в ходе рабочей поездки в Оршанский район.

Это то место, с которого хочется передать пламенный привет господам всепропальщикам. Помните, как они верещали: «Лукашенко закапывает деньги в землю, пытаясь реанимировать безнадежно мертвый аграрный сектор»? Умники, надувая щеки, вопили о том, что глупо тратить миллиарды на поддержку села, когда проще купить готовые продукты и жить сыто и припеваючи. Возможно, это и неплохая схема для городского хипстера, который по дороге из барбершопа в коворкинг на самокате заехал в кофейню за чашечкой лавандового рафа, вот только где здесь интересы людей, которые трудятся на земле? Им самим «иксперды» предложат в нее закопаться? Как они будут зарабатывать себе на жизнь?

Это первое. Второе — интересы государства и абсолютного большинства здорового общества. Сегодня белорусский АПК — мощный сектор экономики, формирующий изрядную долю бюджета, из которого финансируются непроизводственные сферы: здравоохранение, образование, безопасность и прочие. Получается, что инвестиции в село работают на каждого гражданина, который обращается в поликлинику или ведет ребенка в школу. Они же в зарплатах не только работников АПК, но и врача, учителя, спасателя, участкового инспектора. Ну и третье, особенно важное, — это продовольственная безопасность. Вот объявили наши заклятые «друзья» санкции — и где бы хипстер брал сливки для своего рафа, если бы не было своих? Пример, разу­меется, утрированный. Потребность в продуктах питания — категория куда как более объемная.

Инвестиции в село не дают моментальной отдачи. Это, как говорят финансисты, длинные деньги. Даже очень длинные. Например, расчетная окупаемость молочно-товарного комплекса типа «Павлинки», который посетил ­Президент в «Юбилейном», — 14 лет. Хотя руководитель предприятия Александр Фирсин уверен, что получится сократить этот срок почти вдвое. Это наглядная отправная точка для понимания того, как работают вложения в АПК. Мы сначала спасали этот сектор от краха, потом возрождали его. Заботясь не только о производственной стороне вопроса, но и о социальном элементе. Создавались агрогородки с целью приблизить качество жизни в них к городским. И это получилось. Тем, кто все еще сомневается, полезно было бы проехаться по сельским территориям хоть на самокате. Дороги позволяют. А что касается экономики, белорусский экспорт продуктов питания в прошлом году достиг рекордного уровня — 8,3 миллиарда долларов. Эти огромные деньги, как уже сказано выше, работают на всю страну.

Однако вернемся к молочно-товарным комплексам. Еще недавно Главой государства ставилась задача возвести по одному такому сооружению в каждом хозяйстве. На этот счет тоже немало зубоскалили разные «иксперды» и «урбанисты». Но собака лает — караван идет. Сегодня в стране работает 1599 новых МТК. Ферм устаревшей технологии молокопроводов — 1717. То есть передовых комплексов уже 48 процентов, а молока они дают 73 процента от общего производства. Как говорится, почувствуйте разницу. А она еще и в том, что фермы вчерашнего дня не могут обеспечить стабильное качество продукции, а новейшие дают молоко только класса экстра. Тут даже не экономист с легкостью прикинет, какой эффект даст полный перевод всего молочного стада в стране на содержание в современных МТК. 8,3 миллиарда экспорта вполне могут оказаться далеко не предельным рекордом. И в том, что эта задача будет выполнена, как и все предыдущие, оснований сомневаться нет.

Об обратном уже не заикаются даже умники-всепропальщики. Им кушать тоже хочется. Они хоть и синеют от злости, но с удовольствием уплетают белорусскую колбасу, намазывают на белорусский хлеб белорусское масло, кладут сверху белорусский сыр и запивают все эти вкусняшки белорусским молоком. И не давятся же. Наверное, очень удивляются тому, как проросли закопанные в землю деньги.

kryat@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter