Бренд «Сделано в Беларуси» должен прочно ассоциироваться с качеством

Окно возможностей

Единственная цель санкций, чем бы они ни прикрывались, выбить с рынка конкурента. Для этого нужно разрушить привычные связи между поставщиками сырья, производителями и потребителями. Поэтому сегодня одна из ключевых задач — оперативно осуществить перезагрузку и грамотную переориентацию бизнеса, уверен Борис Паньшин, профессор экономического факультета БГУ.


Опереться на экономику стимулов


— Санкции в первую очередь ударили по логистике, ценам и поставкам комплектующих, оборудования. Как в сложившейся ситуации выстраивать работу бизнесу? 

— Санкции — это скоропалительная нервная реакция. Те, кто их вводит, наносят в три раза больший ущерб себе. В новой реальности действовать нужно адекватно и быстро, что и делает наше Правительство, усиливая кооперационные цепочки с Россией и Китаем, контролируя цены на потребительском рынке. Дефицита продовольствия, голода точно не будет. 

Сейчас важно улучшить условия для малого бизнеса. Необходимо и дальше упрощать административные процедуры и опираться на экономику стимулов, а не наказаний. 

— Что еще необходимо сделать, чтобы процесс замены зарубежных товаров на отечественные шел быстрее?

— Добиться самообеспечения по всем товарным позициям нереально и экономически нецелесообразно. Но по ключевому набору продовольственных и потребительских товаров — к этому надо стремиться. 

Очевидно, что нужно максимально задействовать потенциал имеющихся в стране технопарков путем их более тесного взаимодействия с академическими и отраслевыми НИИ, университетами, среднетехническими заведениями, ПТУ. Важно организовать работу так, чтобы максимально сократить путь от идеи до производства товара. 

Для оперативного взаимодействия участников целесо­образно создать цифровые платформы и продумать практичную и неформальную систему поощрения за конкретный результат. Глава государства подчеркнул: санкции и кризис — это не катастрофа, а новое окно возможностей.

Формула трех «гос»

— Сформирован глобальный мировой рынок с разделением труда. Но сейчас выделяются самодостаточные государства, которые противостоят этому укладу. Как выстраивать работу в новой реальности?

— Стратегия развития экономики Беларуси и встраивания в мировой рынок за последние 20 лет независимости доказала свою эффективность. Она основывается на схеме трех «гос»: господдержка — гос­регулирование — госпомощь. Государство поддерживает базовые и градообразующие предприятия, создает возможности для экспорта. Укрепляясь, предприятия начинают генерировать денежные потоки, наполнять бюджет. Прежде в основном доходы формировались за счет выпуска продовольствия, машиностроения, сейчас это еще и деревообработка, стройматериалы и другие отрасли. По этим направлениям самодостаточность и конкурентоспособность страны полностью обеспечены. 

Для предприятий важно продолжать вырабатывать имиджевую стратегию, чтобы слоган «Сделано в Беларуси» ассоциировался у партнеров с высоким качеством. Такой подход должен стать брендом для любой отечественной продукции.

— В мире обостряется борьба за ресурсы, рынки сбыта, инвестиции. Беларусь развивает интеграцию с Россией, создаются производственные кооперации. Что необходимо, чтобы процесс шел быстрее и качественнее? 

— Состояние экономики во многом зависит от политики. Думаю, эта тенденция будет увеличиваться. Причина — необходимость быстрой реакции на внешние вызовы, что требует концентрации ресурсов для маневра, постоянной заботы о сокращении технологического отрыва от развитых государств и транснациональных компаний и т.д.

Наша модель развития определена как гармоничное единство «человек — окружающая среда — экономика». Сейчас на фоне пандемии, событий в Украине, санкций следование этому принципу позволяет сохранить стабильность и спокойствие в стране. Эти условия наряду с диверсифицированной экономикой, уникальными природными ресурсами и талантливыми специалистами являются фундаментальными для сотрудничества Беларуси с другими странами. 

Уровень взаимодействия с Россией и другими государствами ЕАЭС во многом зависит от решения социальных вопросов. Это задает векторы, темпы и глубину сотрудничества в экономике. Ресурсная база Беларуси и России позволяет успешно развиваться за счет производственной кооперации. Остается только достигнуть согласия в моделях управления государственными и частными компаниями. 

Вместе можем больше 

— Одна из ключевых задач — развитие производственной кооперации. В каких направлениях необходимо выстраивать работу?

— Конечно, основной набор необходимых для повседневной жизни продуктов и товаров нужно стараться производить самому — от гвоздей до сельскохозяйственной и коммунальной техники. Что и делается в Беларуси. Качество и востребованность наших товаров подтверждают поставки практически во все страны мира. Что касается кооперации, то здесь важно наладить производство сложной высокотехнологичной продукции. Самый яркий пример — автомобили. 

Думаю, драйверами роста также может стать сельское хозяйство и техника для земледелия, а также устройства для обеспечения комфортной городской жизни — транспорт, коммунальная и бытовая техника. Все это в Беларуси есть, и это основа для уверенности в завтрашнем дне.

Бизнесу нужны равные условия 

Андрей Копыток, Председатель Высшего Координационного Совета Союза юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства»:

— Правительство услышало деловых людей и помогает нам активно адаптироваться на рынках России. Ведь малый и средний бизнес должен стать устойчивой площадкой развития нашей страны. Частный сектор по итогам прошлого года сформировал более 26 % ВВП, свыше 30 % валовой добавленной стоимости, 1/3 налогов поступило от малого и среднего предпринимательства. Союзное государство — это то объединение, которое дает возможность белорусским и российским предпринимателям работать в равных условиях. 

На поддержку малому и среднему бизнесу в России дополнительно выделят 7 миллиардов российских рублей. Конфедерация предпринимательства Беларуси со своей стороны направила в Высший Государственный Совет Союзного государства письмо о материальной поддержке малого и среднего бизнеса Беларуси, а именно о выделении 1,2 миллиарда российских рублей. 

Этих денег должно хватить, чтобы в течение 6 месяцев предприниматели смогли в условиях нарастающего санкционного давления погасить аренду, закупить сырье и выйти на рынок России с той продукцией, которую нам необходимо заместить в рамках программы импортозамещения. Нужно поддержать тех, кто не закрылся, не уехал, а свое­временно платит налоги.

В последнее время многое сделано для совершенствования делового климата в наших двух странах. Конфедерация участвует во всех деловых площадках, общественно-консультационных советах по развитию предпринимательства во всех регионах. Многие из наших предложений вошли в основу подготовки проекта Указа Президента № 93 от 12 марта 2022 года «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики». 

Работу по диверсифицированию рынков мы начали вести еще в ноябре — декабре прошлого года. Многие своевременно перестроились. Предприниматели стали покупать сырье в российских регионах и рассчитываться либо нашей валютой, либо российскими рублями без привязки к доллару. 

И еще. Сегодня речь идет о новом мироустройстве, которое должно в итоге позволить всем странам, в том числе Беларуси, быстро преодолевать кризисные явления в экономике. Сейчас важно идти по пути интеграции, диверсифицировать поставки и осуществить перезагрузку деловой системы, чтобы наша страна развивалась более быстрыми темпами. 

Ольга Русинович, директор департамента по предпринимательству Министерства экономики:

— С каждой новой волной коронавируса мы сталкивались с новыми вызовами, при этом бизнес всегда находил выход. В январе — феврале этого года темп роста ВВП сложился на уровне 101,2 %. Основной вклад внесли промышленность, торговля, транспорт, сфера информации и связи.

Половина отгружена на экспорт. Однако этого явно недостаточно. Малый производственный бизнес страны насчитывает почти 14,5 тысячи организаций. Бизнесу предлагается под конкретный запрос крупных организаций производить или поставлять выпадающие из-за санкционных ограничений комплектующие, узлы, детали и прочую продукцию. То есть встраиваться в технологические цепочки вместо ушедших с рынка иностранных поставщиков.

hilkok@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter