Узнали, что нового готовят для белорусов в программном комплексе «Одно окно» версии 3.0

Окно возможностей

Работа госорганов с населением перешла на обновленные технологические рельсы. Комплекс «Одно окно» версии 3.0 после года начальной эксплуатации и доработки внедрен по всей стране. Это важный шаг по выполнению поручений Президента, касающихся дебюрократизации и упрощения административных процедур.

Новое время — новые задачи

Копнем немного глубже. Основополагающий принцип взаимоотношений власти и людей Александр Лукашенко обозначил еще в 2005 году, принимая доклад о ходе выполнения поручений по дебюрократизации работы госорганизаций:
— Гражданин должен прийти в одну организацию максимум два раза. Первый — чтобы запросить нужный ему документ, второй — чтобы его получить. Всю необходимую информацию организация обязана запрашивать в других структурах самостоятельно, а не требовать разного рода справок от граждан.
Идею «одного окна» первыми реализовали в Минске в декабре 2005‑го, позже опыт масштабировали на всю страну. С тех пор количество административных процедур, оказываемых по этому принципу, выросло в десятки раз, развитие электронного документооборота и интернета позволило еще более интенсифицировать решение вопросов.

Летом 2022‑го Президент на республиканском семинаре‑совещании «Актуализация форм и методов работы с населением на местном уровне» поставил новые задачи:

— Меня пытаются убедить, что все процедуры сложно и порой нецелесообразно переводить в формат «одно окно» из‑за их многоступенчатости. Тогда давайте пересмотрим сам перечень процедур: все ли они нужны или там есть устаревшие и неактуальные? И переводите их в электронный формат.

Информация без проволочек

Совет Министров принял постановление, актуализировавшее подходы к использованию программного комплекса «Одно окно». В частности, было закреплено обязательное использование ПК версии 3.0 исполнительными комитетами, службами «Одно окно», уполномоченными организациями в отношении процедур, включенных в программный комплекс.


О новых возможностях обновленного ПК корреспонденту «СБ. Беларусь сегодня» рассказали в Национальном центре электронных услуг (НЦЭУ), который является оператором системы.  
Во‑первых, одно из преимуществ — оперативное получение информации из информационных ресурсов и систем. Во‑вторых, автоматизированное взаимодействие государственных органов, других организаций и заинтересованных лиц. В‑третьих, минимизация временных затрат при осуществлении административных процедур. Наконец, в‑четвертых, повышение качества и удобства осуществления таких процедур.
— Среди новых возможностей — интеграция с Единым регистром юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, — отмечает начальник отдела электронной коммерции НЦЭУ Светлана Караневич. — Это позволяет конструировать в ПК «Одно окно» административные процедуры для юрлиц. Благодаря интеграции с АИС «Регистрационный учет» и ГИС «Регистр населения» возможен прием заявлений от держателей ID‑карт. Можно также самостоятельно и оперативно администрировать состав и полномочия пользователей ПК «Одно окно» в пределах организации. Еще одно важное преимущество — работа комплекса оперативно подстраивается под изменения законодательства.


Обратившимся в службу «Одно окно» понравится то, что выросло количество доступных административных процедур, информация для которых поступает автоматически из государственных информационных ресурсов.

— Например, сотрудник «одного окна» в автоматическом режиме может сделать запрос в АИС «Расчет‑ЖКУ» и получить информацию о лицевом счете гражданина либо справку о месте жительства и составе семьи, — рассказывает Светлана Караневич. — В аналогичном режиме реализован запрос в Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Длительность получения ответа на запрос — не более одной минуты. Есть возможность подачи заявления на осуществление административной процедуры из личного кабинета физлица либо юрлица.


Местные органы власти уже направили разработчикам немало предложений как в плане развития функционала, так и для оптимизации процессов. В ответ в НЦЭУ реализовали более 80 доработок. Параллельно проводилось обучение пользователей. Для оперативного разрешения возникающих вопросов обеспечено взаимодействие пользователей в рамках специально созданной в центре координационной группы.

Перечень процедур пополняется

Сейчас с программным комплексом «Одно окно» 3.0 работает около 2100 пользователей из более чем 750 организаций. С его помощью в начале нынешнего года в стране осуществлялось 283 вида административных процедур: 194 в отношении физлиц, 89 — в отношении юрлиц. Перечень расширяется: например, в декабре стала доступна регистрация заявлений на осуществление 75 процедур, в январе — еще 23.


Вместе с тем, обращает внимание Светлана Караневич, сроки реализации административных процедур далеко не всегда зависят от программного продукта. Они регулируются законодательством. Скажем, максимальный срок рассмотрения заявления о предоставлении арендного жилья — 1 месяц, а справку о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи гражданину выдадут в день обращения. Таков порядок, но и он постоянно совершенствуется.

СПРАВКА «СБ»

Программный комплекс «Одно окно» версии 3.0 — это подсистема модернизированной общегосударственной автоматизированной информационной системы (ОАИС), которая позволяет в письменной, устной либо электронной форме принимать заявления от граждан и осуществлять административные процедуры в электронной форме через единый портал электронных услуг (ЕПЭУ).


nesterov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter