Премьера «Плачу за любовь» в Новом театре: романтика против общества потребления

Окно в Париж

В Новом драматическом театре Минска недавно состоялась первая премьера сезона — авантюрная комедия «Плачу за любовь» в постановке художественного руководителя театра Сергея Куликовского. Спектакль поставлен по известной пьесе французского драматурга Ива Жамиака «Месье Амилькар, или Человек, который платит». Театралам эта пьеса хорошо знакома: много лет в театре «Ленком Марка Захарова» с успехом идет спектакль «Tout payé, или Все оплачено», главные роли в котором в свое время исполняли Олег Янковский и Инна Чурикова. Режиссер нынешней премьеры Сергей Куликовский признавался, что на него в свое время сильное впечатление произвела и версия театра имени Янки Купалы, которую в начале 1980‑х годов прошлого века поставил режиссер Анатолий Стрикунов. Запомнился тот спектакль блестящим актерским ансамблем, в который вошли Август Милованов, Валерий Филатов, Галина Толкачева, Зинаида Зубкова и другие.

Экстравагантный поступок главного героя Александра Амилькара (Артем Пинчук) внесет в жизнь Элеоноры (Надежда Анципович) волну самых неожиданных эмоций.

Главный герой комедии Александр Амилькар в исполнении Артема Пинчука — парижский богач и аристократ, по крайней мере, такое он производит впечатление, — предлагает трем случайным людям за хороший куш разыграть для него настоящий домашний спектакль и изобразить заботливую жену, очаровательную дочь и преданного друга. Как мы понимаем, циничного буржуа заела не среда, а одиночество. По условиям контракта, как только нанятый человек начнет вести себя не по сценарию и реальные чувства возобладают над лицемерной игрой, контракт расторгается. В выигрышном положении только один нанятый персонаж — профессиональная актриса Элеонора (Надежда Анципович), которая должна перевоплотиться в супругу Амилькара. Она как минимум понимает, что значит играть и изображать чувства, и может, видимо, хотя бы про себя тихонько прикинуть, какую из театральных систем в отношении взбалмошного богача применить — Станиславского, Михаила Чехова или театра жестокости Антонена Арто. Два других участника эксперимента, неудачливый до поры до времени художник Машу (Василий Ницко) и девица Виржиния (Анастасия Алексеева), по части теории менее подкованы, но до всего доходят нутром и интуиций. Кстати, все поначалу от предложения отказываются, но материальная составляющая оказывается крайне привлекательной. Кроме того, в ход действия еще то и дело вмешиваются посторонние лица, не посвященные в интригу: Поло, жених Виржинии (Дмитрий Кузнецов), влюбленный в мотоциклы, и элегантная мать Элеоноры (Наталья Капитонова). При них герои стремятся сохранить лицо и стараются держать марку.


Сам месье Амилькар оказывается довольно капризным зрителем, требуя почти соцреалистической правды в поступках и поведении членов обретенной «семьи». Безусловно, в его безумной голове присутствует некий шаблон идеального семейства, под который он пытается всех подогнать. «Домочадцы» не сразу выходят на необходимую Амилькару интонацию. То и дело выпадают из образа, срываются на повышенные тона и чувствуют себя не в своей тарелке. Особая задача — выстроить эмоциональный диалог и психологическую дистанцию с Элеонорой. Амилькар требует не только полной самоотдачи, но и убедительной биографии от участника эксперимента.

Наблюдать за тем, как неизбежно в героях прорастают настоящие чувства и привязанности, — главный аттракцион, придуманный автором и тонко воплощенный режиссером Куликовским. Потому авантюрная комедия по-настоящему окрашена в сентиментальные тона. Когда и без того наэлектризованный эмоциями спектакль вдруг несколько раз прорезает тонкий голосок французской певицы Мари Лафоре, комок подкатывает к горлу… Как молоды мы были! Нет, не то. Как искренне дружили? Опять не то. Опустела без тебя земля?.. Ведь мы этого достойны? На языке вертится череда поэтических строк, культурных клише и чужих смыслов. Сквозь них так сложно продраться к себе настоящему. Одно ясно точно: в обществе потребления по-прежнему самое дорогое — то, на что невозможно повесить ценник. Чувства, эмоции, впечатления.


Безусловно, в финале такой истории должен прозвучать выстрел, и он, на радость пессимистов, прозвучит. Правда, худрук Куликовский не настаивает на его однозначной трактовке и погружает финальную сцену в абсолютную тьму. Чего не сделаешь, чтобы дать зрителю надежду.
Режиссера Сергея Куликовского пьеса Ива Жамиака, написанная в 1975 году, привлекла балансом между трагическим и комическим началом.





Добрый зритель в девятом ряду.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter