Окно в Азию. Для Италии им становится Беларусь.

Красноречивым жестом поддержки Беларуси на международной арене назвал Александр Лукашенко визит в Минск председателя Совета министров Италии Сильвио Берлускони, состоявшийся в конце прошлого года.

Красноречивым жестом поддержки Беларуси на международной арене назвал Александр Лукашенко визит в Минск председателя Совета министров Италии Сильвио Берлускони, состоявшийся в конце прошлого года.

И хотя до этого Александр Лукашенко и Сильвио Берлускони встречались неоднократно, это был первый рабочий визит итальянского премьера в Беларусь за всю историю двусторонних дипломатических отношений. «Наша встреча, уверен, даст четкий политический сигнал к началу более активной совместной работы правительств, министерств и ведомств, местных администраций, деловых, научных, культурных кругов Беларуси и Италии и «зеленый свет» совместным деловым проектам», – сказал тогда глава белорусского государства. И доказательства этих слов не заставили себя долго ждать.
Уже в начале марта должен заработать проект железнодорожных перевозок контейнерных грузов между Италией и Беларусью: из Бреста товары отправятся на рынки Сибири, Казахстана, Дальнего Востока – вплоть до Китая и Кореи, тем более что «четкая и привлекательная логистика» уже отработана. Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Итальянской Республике Евгений Шестаков сказал об этом, выступая на Белорусско-итальянском экономическом форуме, который в конце февраля прошел в Минске. Итальянская делегация состояла из 70 человек – банкиры, промышленники, торговцы, заинтересованные в инвестициях и расширении сотрудничества между странами.
– Мы предложим итальянскому бизнесу принципиально новые возможности и пути поставки продукции на перспективные рынки, в полной мере используя белорусский транзитный потенциал, – отметил дипломат.
В свою очередь, замминистра экономического развития Италии Адольфо Урсо сообщил, что Таможенный союз открывает  новые перспективы для сотрудничества – средиземноморская республика сможет экспортировать товары через Беларусь на рынки России и Казахстана, а это пространство в 180 миллионов человек.
Страны также подписали соглашение об учреждении итальянского промышленного округа в Брестской области – сюда придут инвестиции и капитал итальянских банков и предприятий. Концепция округа будет сформирована уже в нынешнем марте, а в следующем году начнется практическая реализация проекта. Такой интерес Италии к брестскому региону отнюдь не случаен.
– Нашу область называют «западными воротами» Республики Беларусь и всего Союзного государства, что обусловлено географическим положением региона, который железнодорожными и шоссейными магистралями связывает западную Европу с восточнославянским миром, – заявил председатель Брестского облисполкома Константин Сумар.
Губернатор напомнил, что  около 80 процентов всего сухопутного экспорта стран СНГ в Европу проходит через этот регион Беларуси. Брестский железнодорожный узел – один из крупнейших в Центральной Европе, а аэропорт имеет статус международного и способен принимать практически все типы воздушных судов (по техническим стандартам это второй в стране аэропорт после Национального аэропорта Минск). – Через территорию области проходит и одна из главных автомагистралей – коридор «Берлин – Варшава – Брест – Минск – Москва». Стратегическое значение Бреста усилилось после того, как соседняя Польша стала членом Евросоюза, а Беларусь вступила в Таможенный союз.  Около 700 предприятий области занимаются импортом и экспортом продукции в 118 стран мира.
 – 90% грузов, которые провозят через нашу страну ежегодно, – это перевозки между Россией и ЕС, – напомнил в свою очередь замминистра экономики Беларуси Андрей Тур.  – Через Беларусь проходят основные трансъевропейские коридоры, а страна обеспечивает оперативность и безопасность транзита. Сегодня в рамках соответствующей госпрограммы планируется создать  современную сеть транспортно-логистических центров, и в этом деле могут принять участие также итальянские инвесторы.
Беларусь с каждым годом становится все привлекательнее для инвесторов: в докладе Всемирного банка, касающемся условий ведения бизнеса, она поднялась на 60 позиций за последние два года, заняв 58-е место. К тому же  второй год подряд занимает четвертое место в десятке стран – лидеров по скорости проведения реформ в сфере регулирования предпринимательской деятельности. По данным Минэкономики, только в 2009 году Беларусь получила более 4,8 миллиарда долларов прямых инвестиций, что сопоставимо с объемом, который удалось привлечь за предыдущие четыре года. В стране работает около 4,2 тысячи организаций с иностранным капиталом, в их числе 80 предприятий – с итальянским.
Сегодня готовятся новые совместные проекты. Например, в области аэрокосмических технологий, химической промышленности. Итальянские инвесторы намерены возвести две ТЭЦ в Брестской области. Пока объекты находятся на стадии проектирования, но в дальнейшем позволят экспортировать энергию, так как энергосистема области имеет выходы на сети Польши и стран Балтии. Хорошим подспорьем для бизнеса может стать банк с итальянским капиталом, а деловые контакты будут более продуктивными, когда появится больше прямых авиарейсов Минск – Милан и Минск – Рим: летом их количество будет достигать восьми в неделю.
– Италия для Беларуси – один из наиболее значимых экономических партнеров в Западной Европе. В шкале покупателей нашей продукции вы – на седьмом месте среди стран вне СНГ. Что касается поставок товаров в Беларусь, то Италия занимает среди наших партнеров высокое четвертое место, – сообщил заместитель министра иностранных дел Валерий Воронецкий. – Наша торговля имеет и очень важную особенность – почти 80 процентов закупаемой белорусскими предприятиями итальянской продукции относится к инвестиционному импорту. Итальянские технологии играют важнейшую роль в модернизации белорусской промышленности, а комплектующие используются в ряде экспортных белорусских товаров.
Представитель МИД добавил, что сильные стороны итальянских партнеров – это технологии, капитал, инновационные подходы к ведению бизнеса, а сильные стороны Беларуси – это квалифицированная рабочая сила, выгодное географическое положение, доступ к рынку Таможенного союза, высокий уровень образования наших инженерных работников, политическая стабильность и гарантированная безопасность.
За последние пять лет товарооборот между странами вырос почти в пять раз и достиг в 2008 году 1,2 миллиарда долларов. Хотя в кризисный 2009 год он упал на четверть, партнеры всерьез намерены исправить ситуацию.
– Это хорошие цифры, но мы не должны быть этим удовлетворены, потому что объективно возможности Беларуси и Италии намного больше, и мы должны стремиться к большему, – считает Адольфо Урсо.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter