Окна возможностей закрываются

Не успел спецпредставитель ООН по Сирии огласить убийственный для нее прогноз о том, что страна...

Не успел спецпредставитель ООН по Сирии огласить убийственный для нее прогноз о том, что страна фактически распадается на куски, как последовал новый удар. Вчера мировые СМИ сообщили, что ВВС Израиля разбомбили сирийский военный исследовательский институт. Конечно, официального комментария по этому поводу нет, новость исходит от сирийских властей, но международная реакция свидетельствует — в судьбе Сирии назревает решающий поворот. И обусловлен он именно тем обстоятельством, о котором предупреждал эмиссар ООН, а именно: «На сирийской площадке возрастает активность конкурирующих сил. Никто из соседних государств не застрахован от вовлечения в конфликт и от его последствий».


Ключевое слово здесь — последствия. Последствия насилия, возрастающего хаоса и неспособности выполнить мирный план, предложенный мировым сообществом. В такой ситуации действительно возрастает угроза дестабилизации государства и как результат — переход его под контроль экстремистских группировок. Стоит отметить, что официальные лица Израиля неоднократно выражали обеспокоенность тем, что ракеты и химическое оружие из Сирии могут попасть в руки боевиков, например, к движению «Хезболлах» в Ливане.


На заседании правительства 27 января премьер–министр Нетаньяху заявил, что Израиль не будет сидеть сложа руки и спокойно наблюдать за происходящим.


Так или иначе, ситуация разворачивается по самому тревожному сценарию. Перерастание внутреннего конфликта в региональный ничего хорошего не сулит. Начнется большая кровопролитная война за лидерство в регионе, который напоминает кипящий котел.


Ситуацию усугубляет заявление спецпредставителя ООН Лахдара Брахими о том, что у международного сообщества больше нет плана по Сирии. Тот, который был разработан минувшим летом в Женеве «Группой действий» (постоянные члены Совбеза и ряд граничащих с Сирией стран), больше не работает. Напомню, что женевский план предусматривал создание некоего переходного правительства с участием оппозиции и нынешних властей и дальнейшие выборы. Однако противостояние сторон зашло в тупик: ни Башар Асад, ни оппозиция на уступки не идут. А в это время на территории растерзанной страны уже начали действовать многочисленные иностранные наемники.


Так, президент Института религии и политики Александр Игнатенко говорит, что на территории Сирии воюет большое количество иностранных моджахедов, которые составляют сеть «Аль–Каиды». По его мнению, сейчас в Сирии идет война против так называемых «чужаков», которые прибыли в страну из Ирака, Саудовской Аравии, Ливана, Ливии, Египта и других стран, которые захватывают отдельные сирийские территории и устанавливают там свою власть.


«Чтобы подступиться к решению сирийского кризиса, нужно сделать так, чтобы из Сирии была убрана эта «третья сила», которая воюет как против Асада, так и против оппозиции», — уверен эксперт.


Другой авторитетный политолог Федор Лукьянов полагает, что разрешение затяжного конфликта в Сирии возможно только после изменения ситуации в регионе в целом. Пока же интересы основных региональных игроков — Ирана и арабских монархий Персидского залива — в отношении Сирии диаметрально противоположны. И пока каждый из них будет гнуть свою линию — за или против Асада, ситуация не изменится.


Парадокс заключается в том, что даже «хромая утка», как называют сегодня Асада, является лучшей защитой от коллапса, потому что пока контролирует опасные военные объекты. Можно разрушить один из них, но уничтожить всю военную инфраструктуру вряд ли удастся. А это значит, что после устранения Асада вся она перейдет в руки разрозненных группировок. По сравнению с этим перетоком оружие Каддафи, попавшее в руки боевиков в Мали, покажется детской шалостью. Так что лозунг «спасайся кто может» здесь не работает. Правильнее будет спасаться всем вместе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter