Охранные грамоты

Корреспондент «СБ» побывала на Минской печатной фабрике Гознака

Корреспондент «СБ» побывала на Минской печатной фабрике Гознака


Посетителей здесь принято встречать и провожать строго до контрольно–пропускного пункта — это первое правило системы безопасности. Человеку постороннему попасть в здание без сопровождения и вовсе не удастся. Тяжелые металлические двери на этажах открываются только с помощью электронной карточки, повсюду установлены камеры наблюдения, действует охранный режим... В коридорах Минской печатной фабрики Гознака тоже немноголюдно: заходить в другие цехи рабочим запрещено, покидать свои без крайней необходимости можно лишь по графику — во время пятнадцатиминутных перерывов. Мобильные телефоны на производстве должны быть отключены: вдруг появится соблазн сделать снимки любительской фотокамерой? Кажется, возможность утечки информации полностью исключена.


Карты на стол!


До распада Советского Союза фабрика специализировалась на картах и атласах: автодорог СССР, сельского хозяйства, Большом атласе мира и других. Последним был выпущен совместно с РУП «Белкартография» в 2002 году Национальный атлас Беларуси. Шикарный фолиант создавался долго и кропотливо — его пестовали, словно дитя, почти год. Вручную собирали под единой обложкой страницу за страницей увесистого тома, склеивали их особым образом — так, чтобы не пришлось сшивать. Настоящее сокровище!


Особые приметы


Теперь основная часть продукции — акцизные марки и лотерейные билеты, а также все виды бланков строгой отчетности (облигации, свидетельства и дипломы, пенсионные удостоверения и удостоверения МВД, КГБ, ГАИ, товарно–транспортные накладные, техпаспорта).


С «гидом» Лилией Баровской, ведущим инженером по качеству и стандартизации Гознака, отправляемся на экскурсию по фабрике. Начинаем с ее родного технологического отдела не случайно. У каждого вида бланков свой «интерфейс», и специалисты контролируют, чтобы ни один его элемент не был упущен. Ведущий технолог Людмила Юхнова показывает мне диплом. Настоящий, конечно. Но на самом деле только специалистам известно, как отличить подлинник от подделки. Стоит провести специальным идентификационным прибором с ультрафиолетовым излучением вдоль бумажной поверхности — и на нем проступают невидимые прежде элементы: светящиеся гильоширные розетки, напоминающие бутон цветка, флуоресцентные вкрапления в бумагу. Вооружены технологи и другими идентификаторами — с увеличительными стеклами. Сколько я ни всматривалась, микротекст без них не увидела и надпись «алкагольныя вырабы» на акцизной марке поначалу приняла за обычную жирную линию.


Самым надежным средством от подделки (во всяком случае, до сих пор никто из мошенников не рискнул его повторить) считается юниграмма — многослойный материал, который может содержать до 10 степеней защиты и состоит из голограммы и скрытого изображения. Эта уникальная запатентованная технология — гордость Гознака. Наносят юниграмму (металлизированную радужную ленту) не только на документы, но и на акцизные марки алкогольно–табачной продукции, а также на контрольные знаки, которые есть на пачках чая, бутылках с минеральной водой. Словом, потребительских товарах. Этим фактически подтверждается их подлинность, проверить которую возможно буквально за несколько секунд. Причем ноу–хау белорусских ученых имеет вполне выраженный экономический эффект: теневой оборот в нашей стране, по данным Международного валютного фонда, составляет примерно 10% (это один из лучших результатов в мире), тогда как в России, например, — около 60%. Вероятно, поэтому наши ближайшие соседи всерьез заинтересовались бланками строгой отчетности с юниграммой и ведут переговоры о приобретении.


Наследники Бетанкура


...Интересно, что бумага для печати ассигнаций еще в 1818 году в Российской империи изготавливалась специальная — более плотная, с водяными знаками. Тех же принципов придерживаются печатники и сейчас. Бумага, поставляемая на Минскую печатную фабрику, непременно должна быть с водяными знаками: «жучками», «снежинками», ажурными узорами — иначе проверку не пройдет. Чтобы контролировать качество было проще, основным ее поставщиком для предприятий Гознака является Борисовская бумажная фабрика. Лишь для дипломов листы изготавливают в Санкт–Петербурге. Не иначе, у нас следуют принципам легендарного создателя Экспедиции заготовления государственных бумаг (предшественницы российского Гознака) генерал–лейтенанта Бетанкура, подумалось мне.


Известный ученый предложил объединить в единый комплекс бумажное и типографское производство — до этого они были разрозненны территориально и административно. Предприятия Гознака, пусть и разделенные административно, взаимодействуют очень плотно. На научно–техническом предприятии «Криптотех», скажем, занимаются дизайном бланков строгой отчетности, а на Минской печатной фабрике разработки осваиваются. Архитектурные памятники или портреты известных исторических деятелей в отличие от денежных банкнотов на бланках высокой степени защиты изображать не принято, варьируются только узоры и орнаменты. Зато к цветовым сочетаниям и выбору красок требования повышенные. Голубых тонов специалисты избегают, простым краскам предпочитают составные, потому что их трудно повторить. Скажем, зеленый — это сочетание голубого, оранжевого и желтого, да еще с добавлением белил. Порой полного цветового совпадения с эталоном приходится добиваться несколько часов подряд. Но по–другому нельзя, иначе нарушится технология.


Люди и машины


О защите от мошенничества, естественно, не забывают и в цехах. На компьютере, в который загружаются данные тиража лотереи, как, впрочем, и других документов, нет доступа в Интернет. И системный блок у него «замурован» — значит, нельзя перебросить секретную информацию на диск или другие носители.


— Обычно программа заказчика загружается и удаляется в присутствии инспекторов по режиму. А на конвейере игровые поля мгновенно закрываются серебряной краской, так что на выходе прочесть уже ничего невозможно, — говорит Светлана Артюх, технолог печатного цеха № 2.


...Весь процесс разбит на отдельные операции: печатается тираж — и сразу же отправляется на контроль. Далее следует пересчет на нумерационных машинах и вручную — и снова контроль. Потом из листов нарезаются марки, билеты, удостоверения, дипломы, происходят их обандероливание и упаковка. Работа практически на всех участках автоматизирована.


— Управление машиной происходит с компьютера, — объясняет мне принцип работы современных немецких аппаратов печатник Анатолий Головач. — Мы только заряжаем бумагу и закладываем краску. Теперь достаточно просто взглянуть на монитор. Увеличиваем изображение до тех пор, пока микротекст не вырастет до размеров обычного книжного варианта. А подача краски и воды корректируется буквально нажатием клавиши. Раньше же все приходилось делать самостоятельно и времени на это уходило немало.


Но, оказывается, хороших результатов можно достичь и на стареньком оборудовании — нашлись бы умельцы.


— Да, — улыбается старший мастер сортировочного отделения Чеслава Гармаза, — за те 24 года, что я на предприятии, убедилась: многое на производстве зависит не столько от оборудования, сколько от людей, управляющих им. А на этапе сортировки востребован только ручной труд. Пробовали на участке запустить автоматическую линию. Оказалось, машины более медлительны и допускают ошибки! Полистайте летопись фабрики — рукописный альбом с фотографиями, составленный ее работниками. В каких условиях тогда трудились люди... До войны в переводном цехе граверы работали на тяжелых литографских камнях — цинковые и алюминиевые пластины появились не сразу. А пока в здании не установили лифты, рулоны втаскивались с этажа на этаж веревками по доскам, уложенным на лестнице. Но никто не роптал, справлялись.


Те, кто помнит обо всех этих трудностях, мастера старой закалки, и сейчас работают на фабрике, передают молодежи, которой тут немало, навыки и знания. Елена Ланевская, старший мастер печатного цеха, здесь уже без малого 50 лет. И несмотря на солидный опыт и возраст, до сих пор изучает специализированные журналы, разбирается во всех новинках полиграфии... Бывшие ученики обращаются за советом к Елене Вацлавовне. Неправда, что незаменимых нет. На тиражном производстве все равно не обойтись без «штучных», грамотных специалистов. На них–то и держится сверхточное, особого значения, предприятие. Люди — не машины, они болеют, старятся, уходят на пенсию. Не стареют и не выходят в тираж традиции, рабочая гордость, человеческая надежность с высочайшей степенью защиты.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter