Охотники за справкой–«привидением»

Совместное расследование собкора «СБ» и обратившегося в редакцию жителя Бреста
Совместное расследование собкора «СБ» и обратившегося в редакцию жителя Бреста

На участке возле своего дома пенсионер из Бреста Анатолий Пацевич решил построить сарай. Казалось бы, в чем проблема? Строй, раз есть деньги и желание. Но... Анатолий Алексеевич искренне удивился, когда в райисполкоме для получения разрешения на строительство у него вдруг потребовали справку о том, что дом и участок принадлежат именно ему. Несмотря на то что у Пацевича были все документы, это подтверждающие: домовая книга, паспорт с пропиской... Анатолий Алексеевич усомнился в том, что такая справка действительно нужна, и предложил журналисту «СБ» пройтись с ним по кабинетам чиновников.

— Я человек законопослушный, решил делать все как положено, чтобы начать стройку на законных основаниях, — рассказал Анатолий Пацевич. — Сначала я пришел к архитектору Московского района Бреста (по месту жительства. — В.К.), где мне сказали, что для того, чтобы получить разрешение исполкома, нужно заказать так называемую выкопировку участка со строениями, получить справку, подтверждающую, что этот участок и дом принадлежат мне, потом нужно согласовать строительство с пожарными...

Выкопировка — это чертеж участка со строениями. Тот самый чертеж, который есть у хозяина в техническом паспорте. Проще говоря, копия. Мы с Анатолием Алексеевичем приложили копию (она выполнена на тонкой бумаге) к оригиналу — все сходится. Я бы такую копию под линейку сделала за 5 минут. Но Пацевичу пришлось приглашать на участок женщину–регистратора, которая проверила, что изменилось. За такую услугу (выезд, выкопировка и справка) ему пришлось заплатить... 111 тысяч (!) рублей. За что такие деньги, нам потом объяснили (есть, мол, официальные расценки. — В.К.), но мы так и не поняли, для чего нужна справка, если у хозяина есть пакет документов, подтверждающих, что именно он, а не кто–то другой является собственником?

За ответом мы пришли к главе администрации Московского района Валентину Абрамчуку. Ведь именно в райисполкоме потребовали такую справку. Но, в отличие от нас, Валентин Владимирович был уверен, что выкопировка и справка нужны.

— Это подтверждение, что у дома не сменился хозяин, ведь технический паспорт Анатолий Пацевич получил три года назад, — убеждал нас Валентин Абрамчук. — Другое дело, что все это должно выдаваться оперативно и стоить не так дорого.

Нас, конечно, такой ответ не устроил. Хотелось выяснить, на основании какого документа исполком требует загадочную справку. Вместе со специалистами райисполкома мы посмотрели «Временные указания по организации подготовки и выдачи исходно–разрешительной документации на строительство (реконструкцию) индивидуальных жилых домов в Брестской области», утвержденные облисполкомом в 2004 году и регламентирующие работу органов власти с индивидуальными застройщиками. Но там об этом ни слова. Спрашиваем, как же так? Нет, получается, никаких документов, где бы говорилось: чтобы построить сарай, нужно предоставить справку и выкопировку участка со строениями. Ответ ошарашил: «Так сложилось из практики». Правда, на следующий день в исполкоме нашли еще одну инструкцию на сей счет — изданную в... 1980 году...

Еще мы заметили, что справка выдана на бланке бюро технической инвентаризации, а на выкопировке стоит печать ЖКХ. Но ведь уже больше года бывшее БТИ называется РУП «Брестское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» и не входит в структуру жилкомхоза!

Почему используются старая печать и бланки справок? С этим вопросом мы отправились к начальнику агентства Григорию Мотузко. Он, кажется, был удивлен, что на такую «мелочь» кто–то обратил внимание: «В исполкоме же принимают такие справки! А больше никому они не нужны». Как говорится, без комментариев...

Очередной адрес — улица Осипенко, 11, где находится Брестский горотдел по чрезвычайным ситуациям. Без разрешения специалистов МЧС начать строить сарай тоже нельзя.

— А правда ли, что для получения разрешения пожарных на строительство сарая Анатолию Пацевичу нужно во всех комнатах дома установить автономные пожарные извещатели? — задаю вопрос начальнику отдела Николаю Королюку.

— Мы рекомендуем. В положении о строительных нормах Беларуси есть пункт, в котором говорится, что пожарные извещатели должны быть. Теперь ни один объект мы не принимаем, если нет извещателей. Это не наша прихоть — это ваша безопасность. Недавно в Жабинковском районе трое детей в живых остались благодаря извещателю, а дом сгорел, — Николай Яковлевич убежден, что требования пожарных обоснованны. Но, как выяснилось, необязательны. В результате разрешение пожарных на строительство Анатолий Алексеевич получил без приобретения извещателя, хотя купить его все–таки пообещал. Хотя бы один на весь дом...

...По сравнению с муками людей во время хождения по кабинетам, например, при регистрации предприятия или оформлении государственных актов на право пользования земельными участками (в Бресте до недавнего времени за регистрацией этих актов очередь занимали еще ночью. — В.К.), Анатолий Пацевич вроде бы и немного потратил времени. В очередях, по крайней мере, не сидел и ночью под дверью бывшего БТИ не мерз. Но, в отличие от многих своих земляков, он задался вопросом: для чего нужно заставлять человека столько ходить по инстанциям и платить деньги?

В тех кабинетах, где мы побывали, никто на этот вопрос так и не ответил...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter