Шок-контент: как волонтеры из России и Беларуси разоблачают садистов, издевающихся над животными

Охота на живодера

Новый год 28-летний Александр Кацемба из Мозыря встречал в одном из московских изоляторов. В его стенах он оказался по не часто применяемой уголовной статье — за жестокое обращение с животными. Вычислить и арестовать садиста, привлечь к делу внимание СМИ и общественности помогали множество неравнодушных людей в России и Беларуси. Подробности резонансной истории, происходившей на территории двух стран, узнавал корреспондент «Рэспублікі».

Бездушный аккаунт

Еще в 2017 году российские волонтеры по защите животных стали получать фото и видео, на которых фиксировались расправы над котятами. Их мучили и убивали изуверскими способами, описывать которые мы не станем. Просто поверьте, зрелище не для людей с нормальной психикой. На сетевом сленге такое называется шок-контентом. Остаться без реакции такая провокация не могла. Тем более что сам случай, увы, не единичный. 

  По словам Надежды, разоблачить третьего участника садистского трио пока не удалось. 

Раньше на всю Россию прогремело дело живодерок из Хабаровска. Две несовершеннолетние — Алена Савченко и Алина Орлова — замучили, как минимум, полтора десятка животных. Жертвами садисток стали кошки, собаки и птицы. Всплыли и другие злодеяния, за которые юные преступницы сейчас отбывают наказание. 

Этот пример приведен не случайно. Дело в том, что шокирующие материалы распространялись в соцсетях с аккаунта, подписанного «Алена Савченко». Однако к тому времени сама она уже находилась в колонии. Было очевидно, что кто-то пытается подражать известной антигероине. И если полиция заниматься этим делом не спешила, неравнодушные к происходящему молодые люди решили провести собственное расследование. 

Вандал, атаковавший православные храмы, был признан невменяемым.

Одним из частных детективов на общественных началах стал москвич Василий Малышев: 

— К зоозащитным организациям я отношения не имею. Но, как и любого нормального человека, меня до глубины души возмутила история хабаровских живодерок. Еще больше шокировало то, что нашлись люди, которые восхищались ими и становились последователями. Вот и решил бороться с этой мерзостью по мере сил. Когда мы создали первый чат по обсуждению проблемы, в нем было всего четыре человека. Со временем стали подключаться другие люди, каждый старался внести свой вклад. По крупицам собирали информацию, анализировали данные. Раскрывать все наши методы не буду, поскольку нам еще не раз придется ими воспользоваться.

«Искусство» на крови 

Как выяснилось впоследствии, в рассылке шок-контента оказались замешаны несколько человек. Причем одну из живодерок зоозащитники разоблачили еще раньше. Ею оказалась девушка из подмосковного города Реутов Дарья Смирнова, уже прославившаяся как идейная садистка. Ранее она также снимала и выкладывала видеоролики с убийствами котят, выступая в соцсетях как Алоис Транси — персонаж японских мультфильмов аниме. Кто именно скрывался под этим псевдонимом, поначалу было неизвестно. Вычислить живодерку помог случай. Среди тех, кто ее искал, оказалась мастер по тату. В салон к ней обратилась барышня, пожелавшая набить изображение того самого персонажа. Вдобавок во время процедуры клиентка рассказывала о распятых котятах, афишировала свое увлечение сатанизмом…

Александр Кацемба дожидается экстрадиции в одном из московских СИЗО.

Как ни удивительно, разоблачение Дарью Смирнову совсем не испугало. Напротив — она упивалась популярностью, на волне которой создала сообщество единомышленников в соцсети. На YouTube есть телерепортаж, в одном из эпизодов которого присутствует Смирнова. На вопрос о мотивах издевательств над животными она отвечает коротко: 

— Я не издевалась. Я вершила высокое искусство.

Несмотря на то что тайное стало явным, брать под стражу Смирнову никто не спешил. По ряду причин в правоприменительной практике такие дела идут туго. Тем временем зоозащитники продолжили оперативно-розыскные мероприятия в лучших традициях полицейских детективов. Был даже заслан агент под прикрытием. Одна девушка подружилась с Дарьей, стала бывать у нее дома. Она и увидела, как та переписывается с неким парнем под ником «Александр Антимиров». Тот уже проявил себя в группе как преданный фанат, восхищавшийся «творчеством» Смирновой.

Дарья Смирнова из Реутова называет издевательства над животными «высоким искусством».

Некто Антимиров

Дальше — больше. Выяснилось, что парень имеет прямое отношение к производству садистского контента. Это он делал фото и видео с изуверскими расправами над котами. Причем, судя по всему, жертвами становились не бродячие животные, а ухоженные домашние питомцы. 

В переписке Антимиров рассказал, что сидел в тюрьме за поджог православного храма. В эпоху, когда Google знает все, это стало весомой зацепкой. Однако тщательный мониторинг, проведенный волонтерами, показал, что в России таких случаев не было. Зато больше десяти лет назад они имели место в Беларуси. А конкретно — в райцентре Мозырь Гомельской области. Откровения пока еще неизвестного живодера не были пустым бахвальством или выдумкой.

Круг поисков начал сужаться. Волонтеры нашли сюжеты белорусских телеканалов, в которых увидели того, кого искали. Сделали скриншот кадра и стали прогонять его по разным группам в соцсетях. Попутно просматривали фотографии котят, которых за последние несколько недель жители Мозыря отдавали даром «в хорошие руки». Снимки сравнивали с изображениями на записях, которые рассылались живодерами. 

Василий Малышев с товарищами «вычисляют» живодеров в сети.

— Один трехцветный котенок нашелся, — рассказала участвовавшая в поисках Надежда из Москвы одному из российских изданий. — Когда позвонили автору объявления, она рассказала, что отдала его мужчине, по описанию очень похожему на того, что участвовал в поджоге храма. Показали ей скриншот с сюжета, она его опознала. По номеру, с которого он ей звонил, мы нашли страницу — это был аккаунт того, кто постоянно писал в комментариях у Даши Смирновой.

В последующем удалось идентифицировать и других котят. Почти все они присутствовали на видео. Всего было установлено восемь жителей райцентра, передавших одному и тому же человеку десять котят. За ними приходил высокий худой парень с длинными волосами. Изображая глубочайший интерес, расспрашивал, чем кормить и как правильно ухаживать за питомцем. 

Главной же ниточкой, ведущей к подозреваемому, стал номер его мобильника.

Приход Георгия Победоносца члены группировки сожгли дотла.

Так становятся садистами

Жительница Мозыря Екатерина Леонова стала одной из тех, кому позвонили из России:

— Котенка я отдала давно, еще до всей этой истории, и он попал к нормальным хозяевам. Но объявление оставалось висеть на сайте, где я его разместила, поэтому ребята позвонили мне. Сама люблю животных и, когда узнала, в чем дело, остаться равнодушной не могла. Взяла все сведения, которые прислали россияне — фотоснимки, видео, — и пошла в милицию писать заявление. 

Установить, кому принадлежит номер мобильника, не составило труда. Абонентом оказался Александр Кацемба, по биографии которого можно снимать триллер. Еще подростком, в середине нулевых, он вместе с группой сверстников, называвших себя кланом «Кровавая Луна», совершил поджог нескольких храмов. Один из них — приход Георгия Победоносца — сгорел дотла. Отбыв пятилетний срок, Кацемба вернулся в Мозырь и взялся за старое. В одну из ночей вандал атаковал два православных прихода. Разбивая окна и проникая внутрь, резал ножом иконы, ломал распятья, рвал церковные книги, а напоследок оставлял на стенах оскорбительные надписи. Оперативно-следственным путем Александра вычислили и задержали. Однако впоследствии он был признан невменяемым из-за психического заболевания — параноидной шизофрении. По закону такие люди освобождаются от уголовной ответственности, но направляются на принудительное лечение в психиатрическую больницу со строгим режимом наблюдения. Через какое-то время их оттуда выпускают. Вернулся домой и Кацемба. После чего сменил «профиль деятельности». Очевидно, решил, что мучить животных безопаснее, чем громить храмы.

Екатерина Леонова подключилась к изобличению садиста вслед за российскими добровольцами.

Стоит отметить: эти подростки в Мозыре оставили о себе дурную славу. В 2004 году участники молодежной группировки зверски убили двух девушек. На скамье подсудимых оказались восемь человек. Часть из них по-прежнему отбывает наказание. К слову, тогда во время следствия одна из обвиняемых рассказывала о том, как ради забавы вспорола брюхо беременной кошке... 

Не святая троица 

Однако вернемся к нашей истории, к которой в Беларуси подключились мозырские зоозащитники из общественного объединения «Верные друзья». Активисты рассказали историю в СМИ, сюжеты вышли на телевидении. Было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 339-1 УК «Жестокое обращение с животным». Впрочем, дожидаться вызова по повестке потенциальный фигурант не стал. Он уехал из страны и был объявлен в межгосударственный розыск. Но находился в нем недолго. К тому времени волонтеры держали связь между собой и старались не упускать «объект» из поля зрения. К счастью, его маршрут удалось просчитать. Кацемба отправился в Реутов — к той самой соратнице по живодерским делам. У нее дома его и задержала полиция. 

— По постановлению Лефортовского районного суда города Москвы в отношении гражданина Республики Беларусь избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, — сообщила официальный представитель управления Следственного комитета по Гомельской области Мария Кривоногова. — Работа по уголовному делу продолжается. В настоящее время решается вопрос об экстрадиции обвиняемого. 

Впрочем, ставить точку в самой истории пока еще рано. На свободе остается Дарья Смирнова из Реутова. А третий персонаж, некто под ником «Алена Савченко», и вовсе остается инкогнито. 

Московский волонтер Надежда описывает распределение ролей в садистском трио: 

— Кацемба делал фотографии и отправлял их Смирновой и «Савченко». Первой — просто для удовольствия, второй — для дальнейшего распространения, травли зоозащитников в сети. Не могу точно сказать, для чего ему самому это было нужно. Похоже, он так извращенно развлекался, наслаждался чувством собственной неуловимости и чужого бессилия. Еще, насколько нам известно, «Савченко» учила этих двоих, как оставаться неразоблаченными. И в отличие от них ни разу не допустила ошибки, которая позволила бы нам установить ее личность. 

В целом проблема живодерства имеет аспекты, которые еще 10—15 лет назад нельзя было и представить. Сегодня в интернете процветает так называемая краш-индустрия. По сути, это бизнес, построенный на садизме в отношении животных
После того как добровольцы рассекретили Кацембу, загадочная «Савченко» еще продолжала некоторое время третировать зоозащитников мерзопакостными фотоснимками. Сопровождая комментариями в духе, мол, это еще не конец. Затем на какое-то время затихла. Но через несколько месяцев аноним восстановила фейковую страницу и продолжает провокации. 

Верхушка айсберга

Садисты, удовлетворяющие извращенные потребности самыми чудовищными способами, к сожалению, были во все времена. В эпоху интернета такие истории просто чаще всплывают наружу и вызывают резонанс. Периодически это случается и в Беларуси. В 2013 году в Минске живодер отрубал котам лапы, выкалывал глаза, снимал кожу. В 2014-м подобное происходило в Гомеле — в различных районах города находили останки животных со следами расправы от человеческих рук. Схожие происшествия имели место и в последующие годы в разных населенных пунктах. 

В целом проблема живодерства имеет аспекты, которые еще 10—15 лет назад нельзя было и представить. Сегодня в интернете процветает так называемая краш-индустрия. По сути, это бизнес, построенный на садизме в отношении животных. Видеозаписи с издевательствами и изощренными убийствами продаются за деньги. Основным рынком сбыта является даркнет — темный интернет. Этот сегмент не прописан в поисковиках, которыми пользуется большинство из нас. Фактически даркнет является черным рынком для различных криминальных сделок. Среди них — торговля наркотиками и оружием, распространение детского порно и, по некоторым данным, даже заказные убийства. Что же касается краша, группы, принимающие заказы на подобный контент, есть даже в открытых соцсетях. 

Впрочем, рассылавшие жуткие фото и видео Александр Кацемба и Дарья Смирнова заработать не пытались. По крайней мере, пока об этом ничего не известно. Хотя не исключено, что бизнес-планы на будущее имелись. 

— Если углубиться в тему, ее масштабы ошеломляют, — делится видением проблемы Василий Малышев. — В среднем ежедневно совершается несколько новых изуверств над животными. И это только верхушка айсберга, которую мы видим. К примеру, в Подмосковье уже не первый месяц находят изувеченные трупы собак породы такса. Во всех случаях схожий почерк. Одно животное чудом удалось спасти. Кто-то облил его бензином и поджег, нанес колото-резаные раны, проломил череп и бросил умирать на трассе. Кроме того, как бы дико это ни звучало, поступает информация о случаях, когда собаки и кошки подвергаются сексуальному насилию. 

Есть и другие аспекты. Прежде всего защитники животных порой отмечают некоторую инертность, с какой на их обращения реагируют ответственные службы. С учетом того, что это все же малочисленная категория дел, практика по их расследованию и доведению до суда пока оставляет желать лучшего. Как и взаимодействие с волонтерами: а их помощь могла бы быть значительной. 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Максим ПОДОЛЯК, начальник отдела сексологических экспертиз Государственного комитета судебных экспертиз Беларуси:


— Мотив поступков любого садиста один — получить удовольствие при виде того, как кто-то испытывает физические страдания. Дело в том, что так называемые центр удовольствий и центр агрессии располагаются в одном локусе головного мозга. При каких-то заболеваниях или врожденных патологиях, в том числе наследуемых, могут происходить нарушения связей. К подобным отклонениям могут приводить травмы, инфекции головного мозга, возникающие иногда в зрелом возрасте. 

Состояние садистического поведения может проявляться по-разному. Бывает, такие люди подвержены фантазиям, на почве которых возникает психоэмоциональное напряжение. И чтобы снять его, получить разрядку, они совершают подобные поступки. 

Безусловно, это считается психическим расстройством, однако не является автоматически признаком невменяемости. В ряде случаев садист вполне может отдавать отчет своим действиям и руководить ими. Но бывает, это происходит настолько импульсивно, что не поддается контролю с его стороны. Факты немотивированной агрессии, целенаправленной жестокости по отношению к животным могут прослеживаться и в детском возрасте. Такие проявления должны насторожить родителей и послужить поводом для обращения за помощью к специалистам. 

prolesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter