Открылась школа, где учат ловить карманников

Охота на щипача

Недавно на базе профессионального центра ГУ МВД по г. Москве заработала Школа сыщиков. Опытные оперативники учат начинающих коллег ловить щипачей – элиту воровского мира, карманников, чья наглость и ловкость стали притчей во языцех. Наш корреспондент  увидела работу тех и других в действии.

На «щипок» вору нужно всего несколько секунд
На «щипок» вору нужно всего несколько секунд. Фото Александра Алешкина

Место встречи изменить нельзя

Ловлей карманников в Москве занимается 15-й отдел МУРа. Его сотрудники работают «в поле» – на рынках, остановках, в метро и торговых центрах. Задача сыщиков – вычислить в толпе вора и задержать с поличным.

Охотники на щипачей всегда работают группами. Воры тоже, как правило, не одиночки. Место встречи – гипермаркет в торговом центре на МКАДе. Главный в группе – Дмитрий, крепкий мужчина лет сорока. Выглядит он как обычный глава семьи, заехавший в магазин за продуктами.

– Главный принцип вора – отвлечь внимание, – объясняет он. – Почему многие кражи совершаются в гипермаркетах? Люди заняты покупками, по сторонам не смотрят. Для вора такие – легкая добыча.

На входе в гипермаркет оперативник замечает двух цыганок и решает за ними проследить. У карманной преступности – «этническое» лицо. По статистике, 80 процентов краж совершается цыганами и приезжими из Средней Азии и с Кавказа. Женщины не спешат, разговаривают, набирают товары. 

Присматривать за ними остаются двое коллег Дмитрия, которые смешались с толпой. А мы с ним идем проверять сетевые магазины с одеждой и обувью. Это тоже любимые места воров в выходные. Отвлекся покупатель на примерку, отложил в сторону сумку, обернулся, а бумажника след простыл.

– Потерпевшие часто не понимают, что произошла кража, – объясняет опер. – Думают, что потеряли, обронили.

Внезапно Дмитрий получает звонок от коллег: цыганки начали работать. Мы идем обратно, хватаем корзины и двигаемся к хлебному отделу. Дальше события развиваются стремительно. Мгновение, и женщины уже в наручниках.

– Что я такого сделала?! – причитает та, что помоложе.

– Ничего, – отвечает Дмитрий. – А твоя подруга украла сумку.

Оказывается, один из оперативников заметил, как в овощном отделе цыганки залезли в сумку к бабушке, но, видимо, ничего интересного не нашли. Перешли в хлебный отдел и там стянули из тележки сумку девушки, выбиравшей торт. Добычу – под куртку, и к кассам. Кражи в гипермаркетах совершаются по самой простой схеме. На дело воры выходят обычно вдвоем: пока один «щиплет», другой либо отвлекает внимание, либо просто следит, чтобы окружающие не заметили.

– «Хвост» упустили! – расстраивается Дмитрий.

«Хвост» – это кто-то третий. Иногда воров сопровождают люди, следящие, нет ли поблизости сыщиков. Карманники прекрасно знают, что на них охотятся. Цыганка ни в чем не признается, звонит по мобильному, что-то кричит в трубку.

– Первый раз она так, – пытается надавить на жалость ее спутница, с которой уже сняли наручники. – Москвичка, четверо детей, не работает, а надо их кормить.

Воровку и «терпилу» – пострадавшую – везут в ближайший отдел УВД составлять протокол. Девушка Даша, которую обокрали, очень удивлена:

– Я же на минутку отвернулась!

Она не знает, что карманнице понадобилось всего 20 секунд. 

Что выдает карманника

Сколько бы в МУРе ни уверяли, что стать очевидцем кражи – редкая удача, снова прошусь с сыщиками. На этот раз группа работает по транспортникам – ворам, орудующим в метро и на остановках в часы пик.

В воровской профессии есть свои специализации. Существуют присядочники, которые «чистят» посетителей кафе и ресторанов, есть трясуны, которые обнимают жертву и почти силой вырывают бумажник, есть съемщики – птицы высокого полета, они снимают дорогие часы. 

В шесть вечера приезжаю к автобусной остановке у станции метро «Марьино». Там уже дежурит группа. В последнее время в районе воровали в транспорте, опера отрабатывают информацию. 

– Транспортники, как правило, работают на «подсаде», то есть во время посадки, – объясняет Вячеслав, старший в группе. – Один идет впереди жертвы, другой – позади. Пока один отвлекает внимание, например слегка толкает,  другой достает из сумки кошелек или телефон.

После кражи «груз» могут передать третьему лицу, а через пару остановок все выйдут из автобуса, деньги поделят, а кошелек «скинут». Сыщики вычисляют воров по набору признаков, для обывателя понять, что рядом работает вор, нереально.

– Карманники одеваются обычно, – объясняет Вячеслав. – Часто в очках и с «ширмочкой» – сумкой на боку или с пиджаком в руках. Под «ширмой» можно незаметно украсть и спрятать вещь. Воры даже на остановках не стоят на месте, они постоянно в движении: меняют точку просмотра, наблюдают за пассажирами – у кого что плохо лежит.

Но у карманников, по словам сыщика, особенный взгляд – сосредоточенный и злой, видимо, из-за адреналина. Опера стараются не встречаться с ними глазами – вор тут же «считает» информацию. Самый ходовой воровской прием – «щипок». Вор ювелирно орудует двумя пальцами, если это карман, или рукой, если сумка. Попадаются воры, которые делают несколько «щипков» – вытаскивают два-три кошелька. А вот сумки и карманы сегодня почти не режут.

Берегитесь четверга

На остановке «пусто», то есть никого, кто заинтересовал бы сыщиков. Идем с Вячеславом в кофейню, в таких местах тоже воруют часто.

– Вот смотрите: на кресле слева от меня висит куртка, – моделирует ситуацию опер. – Вор давно бы ее проверил. А вон другая на вешалке, хозяин вышел покурить.

Чтобы отвлечь внимание посетителей, воры могут устроить целое театральное представление, а могут использовать простейший прием.

– Около «Алексеевской», когда еще можно было курить в ресторанах, девушка подсаживалась к парню и просила огонька. Пока прикуривала, воровала телефон, – вспоминает Вячеслав. – Возвращалась за свой столик и спокойно ела. Воры не любят суеты.

Профессия карманника требует выдержки и терпения как в момент кражи, так и в процессе поиска «терпилы». Щипачи, как и сыщики, много времени проводят на ногах. Молодым быстро надоедает, поэтому ворам в основном за 30, попадаются даже древние бабульки.

Вячеслав возвращается на остановку. Семь вечера, результат нулевой.

– В понедельник у многих карманников выходной, – говорит он. – Чаще всего воруют в четверг и пятницу.

Завтра он снова выйдет вместе с коллегами «в поле», может, уже не в Марьино, а в Выхино, и, может, группе повезет. Хотя говорить только об удаче несправедливо. В охоте на карманников многое решают знания и опыт. Первое начинающим спецам и собираются давать в Школе сыщиков, второе – чистая практика: долгие часы на остановках, в магазинах, метро... 

У меня теперь есть и то, и другое – в той степени, в какой, надеюсь, этого достаточно для обычного человека, чтобы уберечься от щипача. 

Ольга Кузнецова.

Советская Белоруссия № 64 (24694). Суббота, 4 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter