Охота к перемене мест

Куда ведут дороги миграции

Куда ведут дороги миграции


Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Так было и так будет всегда. Лучше всего, пожалуй, это знают в департаменте по гражданству и миграции МВД. Наша беседа с первым заместителем начальника этого ведомства Алексеем Бегуном началась с беспокойства по поводу факта, оказавшегося неожиданным даже для него. Недавно в одной из телепрограмм при интерактивном голосовании на вопрос: «Представляют ли мигранты угрозу для Беларуси?» — две трети респондентов ответили «да!». Или, может, ошибка вышла, недоразумение? Есть ли у нас какие–либо национальные трения?


—Конечно, трения есть. Но это, как говорится, отдельные факты. В основном подобные инциденты происходят на бытовой почве, чаще в среде молодежи. Иногда случаются и «мужские разговоры» под национальными флагами: как бы банально ни звучало, традиционно не могут поделить девушку. Главное — нет массовых и явных проявлений ксенофобии и расовой ненависти. А хулиганские выходки, естественно, пресекаются работниками органов внутренних дел.


Что касается пресловутого опроса, обыватель нередко не понимает выгоды, которую стране и обществу приносят мигранты. По поводу этого идет много дискуссий. Основной вопрос — где тот оптимальный баланс, позволяющий вливать в общество и экономику «новую кровь», не нарушая устоявшейся социальной и национальной структуры?


— Значит, мигранты стране нужны?


— Сама демографическая ситуация дает ответ на этот вопрос. А вообще, исследования свидетельствуют: чем выше уровень социально–экономического развития в государстве, тем ниже рождаемость. Уменьшение рождаемости приводит к сокращению трудоспособного населения. Что, в свою очередь, влечет уменьшение ВВП. Сокращение ВВП замедляет социально–экономическое развитие. Для того чтобы ликвидировать возникающий дисбаланс, как раз и существуют управляемая миграция и деятельность, связанная с привлечением в страну иностранных граждан и лиц без гражданства как на постоянное жительство, так и для временного трудоустройства.


— Наше законодательство способствует увеличению миграционного потока?


— Программа демографической безопасности на 2007 — 2010 годы ставит своего рода порог — до 5 тысяч человек, которые должны обеспечить положительное сальдо миграции в пользу прибывших. Это первая такая национальная программа. Поэтому и цифра 5 тысяч носила прогнозный характер. Можно обеспечить и 10 тысяч, и 20 — все зависит от потребностей экономики, уровня рождаемости. Но страна ведь обладает и собственным трудовым потенциалом, да и рождаемость повышается. Поэтому пока нет смысла привлекать больше людей, особенно на постоянное место жительства.


— Насколько наша миграционная политика соответствует аналогичным мировым нормам и правилам?


— Есть основополагающие международные документы, регулирующие отдельные аспекты миграции. Но в основном каждое государство выбирает свой собственный вариант исходя из комплекса сложившихся в стране конкретных условий. И Беларусь с учетом международного опыта выбирает собственный путь развития. Вот, скажем, Россию тревожила острая проблема с нелегальной трудовой миграцией, поэтому там упростили процедуры, отменили лицензионный порядок привлечения иностранной рабочей силы, что дало положительный результат. Для нас это неактуально. Мы только в прошлом году провели первую миграционную амнистию — в отношении примерно 100 граждан Вьетнама, приехавших в Беларусь еще во времена СССР. И все.


— Выходит, у нас жесткое миграционное законодательство?


— Я считаю, в Беларуси достаточно оснований для получения иностранцем разрешения на постоянное проживание и работу: это и близкое родство, и заключение брака с гражданином Беларуси, и право на воссоединение семьи, и проживание на территории страны более 7 лет. Но еще больше у нас оснований, чтобы иностранцу отказать в выдаче такого разрешения. Что полностью соответствует международной практике.


— Видимо, даже когда в страну приезжают люди трудоспособные, это еще не значит, что они окажутся в полной мере полезны обществу.


— Безусловно, не стоит тешить себя иллюзиями, что все прибывшие отправятся трудиться на поля и фермы. Например, жителям Средней Азии больше свойственна предпринимательская жилка. Соответствующую нишу они пытаются занять и здесь. Мы не препятствуем, если все делается с соблюдением существующего законодательства. Нельзя принуждать человека переезжать, скажем, в деревню лишь потому, что кто–то другой этого хочет. Правда, существует порядок, когда иностранец, не имеющий законных оснований для постоянного проживания в Беларуси, по соответствующему решению облисполкома получает такое разрешение, если селится и работает в так называемых чернобыльских районах.


Сейчас в Беларуси, по статистике, 130 тысяч иностранных граждан с видом на жительство. Много это или мало? Судите сами: в Германии, допустим, эта цифра уже — 10 процентов от общей численности населения. Кстати, в первые послевоенные годы Германия, испытывавшая дефицит рабочих рук, организовала въезд в массовом порядке — в основном граждан Турции. И экономика поднялась. Но после этого предстояло решить: интегрировать приезжих и дальше или «мавр сделал свое дело, мавр может уходить». Очень непростое решение...


Процессы управления миграцией крайне сложны. Если их не контролировать, миграционная волна элементарно захлестнет практически любое государство.


— Кто у нас управляет миграционной политикой?


— В стране принята миграционная программа на 2006 — 2010 годы, она достаточно эффективно справляется со своей задачей. Но жизнь идет быстро... В Минске сейчас живет более 30 тысяч иностранных граждан без гражданства на основании соответствующих видов на жительство. Но в столице не хватает рабочих строительной отрасли. Возможно, туда стоило бы привлечь работников со стороны — вьетнамцев, китайцев, турок, северокорейцев, — как делается в Москве. Такие люди принесут только пользу. Кстати, по международным оценкам, треть заработной платы мигрант тратит непосредственно в стране пребывания.


У нас пока не хватает экономической составляющей в вопросах управления миграцией. Мы запрашивали местные органы власти. Они говорят: «Нам не нужны мигранты из других государств, своим негде работать».


— Но в небольших городках действительно существует проблема с трудоустройством для местного населения.


— Когда речь идет о мигрантах, надо иметь в виду перераспределение трудовых ресурсов. Вот где должны подключаться органы исполнительной и распорядительной власти.


Сельское хозяйство всегда будет востребовано. Может, стоит туда привозить людей? Тем более когда есть положительные примеры: корейцы, китайцы очень эффективно ведут хозяйство.


— А свои, выходцы из Беларуси, имеют возможность вернуться в страну без проблем?


— Законодательство говорит о том, что тот, кто имеет основание для приобретения гражданства в упрощенном порядке, получает разрешение на постоянное проживание в Беларуси.


— А паспорт?


— Есть и для этого упрощенная процедура. Но человеку следует обратиться с ходатайством о выходе из прежнего гражданства. А вот ценз оседлости на него уже не распространяется. Каждая страна выбирает свой ценз оседлости. В Германии, Канаде, США, Франции, России это 5 лет. У нас — 7 лет.


— За пределами страны проживают 1.800.000 человек, родившихся в Беларуси. Немало...


— Думаю, здесь речь идет о лицах, идентифицирующих себя белорусами, независимо от места рождения, то есть об этнических белорусах. По последней советской переписи населения 1989 года, примерно два с половиной миллиона жителей СССР вне Беларуси идентифицировали себя белорусами по национальности. Судя по всему, исходя из этого и появилась названная цифра. Она очень условная.


Сейчас готовится проект закона о соотечественниках, проживающих за рубежом. И если в нем пропишут определенные льготы для этой категории граждан, думаю, процессы переселения могут несколько активизироваться. Но любую программу нужно принимать не декларативно, а с серьезными экономическими выкладками. Так, по экспертным оценкам, условная «стоимость» одного взрослого трудоспособного гражданина колеблется от 200 до 400 тысяч долларов. Посмотрите на миграционный опыт Канады, США, некоторых других стран: они как раз привлекают квалифицированных специалистов и четко ориентируются на определенные страны, профессии и квалификацию. С предоставлением таким людям целого ряда преференций, когда те приезжают.


— То есть дел у департамента по гражданству и миграции не убавится?


— Только прибавится. И мы со своей стороны хотим сказать нашим гражданам: миграция — не есть неизбежное зло. Органы внутренних дел для того и служат, чтобы защитить страну от нежелательных лиц. А законопослушному человеку всегда — добро пожаловать!


Справка «СБ»


Ежегодно в Беларусь приезжает около 15 тысяч мигрантов. Уезжают примерно 9 — 10 тысяч граждан Беларуси и проживающих иностранцев. Прибытие всегда превышает убытие. На заре становления независимой Беларуси отмечался даже плюс 20, 30 тысяч. В последние годы цифра колеблется от 5 до 7 тысяч человек. 75 процентов приехавших в страну — люди трудоспособного возраста, приехавшие в Беларусь на постоянное место жительства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter