Океан стратегий

Нужно уметь не только выдерживать конкуренцию, но и создавать новые рынки сбыта

Нужно уметь не только выдерживать конкуренцию, но и создавать новые рынки сбыта

Александр СИНКЕВИЧ, экономист, директор компании Sinkevich-Technologies

Проблема затоваренности и разгрузки складов, обсуждавшаяся недавно на совещании у Президента, вызвала множество комментариев в СМИ. Высказано немало критики по поводу качества белорусской продукции и неэффективности отечественного маркетинга.

Комментаторы отмечают, что белорусские товары проигрывают конкурентам в соотношении цены и качества. Действительно, наша продукция не является самой дешевой в мире, но при этом качество не всегда на высоте. Повысить его можно лишь за счет комплексной модернизации предприятий: и технологической, и, что еще важнее, управленческой. Этот процесс у нас в стране идет, хотя и с трудностями, требуя вмешательства “в ручном режиме” даже на высшем уровне.

Важно помнить, что в условиях кризиса потребители переходят из премиум-сегмента к более дешевым товарам. Поэтому белорусскому производителю не следует чрезмерно гнаться за функциональной насыщенностью и модным дизайном продукции, куда логичнее сосредоточиться на недорогих, простых, но добротных изделиях.

Однако еще чаще бывает, что и высококачественные белорусские товары расходятся плохо. И это проблема прежде всего маркетинга, о чем говорят и чиновники, и независимые эксперты. Работу отделов продаж порой вынужден выполнять лично Президент, лоббируя интересы наших экспортеров во время зарубежных визитов. В целом это нормальная европейская практика, но не мешало бы и самим предприятиям активизироваться. Да и критики власти могли бы не на словах, а на деле проявить экономический патриотизм и улучшить свою репутацию, подключив бизнес-контакты и общественные связи.

Эксперты обращают внимание и на неблагоприятную макроэкономическую ситуацию, которая угнетает наш экспорт: дорогие кредиты, крепкий рубль плюс экономическая стагнация в Европе и России. Последнее время правительство и Национальный банк планомерно снижают процентные ставки по кредитам, а также понемногу ослабляют рубль. Возможно, эти мероприятия следовало проводить заблаговременно и более решительно. А в нынешней ситуации, видимо, придется распродавать залежалую продукцию с серьезными скидками и отсрочками.

И здесь важнее всего не наделать новых ошибок. Прежде всего нельзя поддаться на требования огульной приватизации, которая в условиях мирового кризиса является экономическим самоубийством: свежий пример — бунты в Боснии после “приватизации по-европейски”. Ведь уже миллион раз доказано и на практике, и в теории, что форма собственности никак не влияет на эффективность предприятия.

Также было бы ошибкой вновь запустить в сферу продаж посредников. Когда дебиторская задолженность растет даже при прямых расчетах, нужны вовсе не перекупщики, а эффективная финансовая поддержка экспорта, для чего и создавался в 2011 году Банк развития. В крайнем случае — при полном отсутствии денег — запускаются межгосударственные клиринговые палаты для прозрачных взаимозачетов.

Но первоочередная мера для разгрузки складов видится в изменении системы стимулирования руководителей госпредприятий, которая модернизируется слишком медленно и неуверенно. Здесь может пригодиться опыт Китая, где директора успешных государственных предприятий легко становятся миллионерами, но одно-временно практикуется жесткая, вплоть до смертной казни, ответственность за экономические злоупотребления. Всего лишь правильный выбор кнутов и пряников способен резко повысить эффективность любого бизнеса. Те же самые кадры начинают творить чудеса, когда чувствуют личную заинтересованность и ответственность.

Чтобы принципиально решить проблему затоваренности, многие эксперты рекомендуют выпускать ровно столько, сколько готов поглотить рынок. Однако в условиях глобального кризиса это означает лишь одно — снижение выпуска продукции. Собственно, промышленное производство у нас и так уже упало на 4,8 процента за прошлый год, а это уже игра с огнем: можно легко скатиться в длительную рецессию.

В то же время стратегический выход из кризисной ситуации давно описан и успешно применяется в мировой практике. Это “стратегия голубых океанов”: вместо жестокой конкурентной борьбы нужно создавать для себя принципиально новые рынки. Для этого требуется сплав передовых технологий и компетенций, прежде всего —  умение предвидеть и управлять будущим. Мало сделать интересное изобретение, намного важнее запустить его в массы. Например, сенсорный экран был известен десятилетиями, но сформировать для него рынок и выпустить достойный продукт удалось лишь компании Apple.

Сейчас на наших глазах меняется мировой технологический уклад и существует масса идей и технологий с колоссальным экономическим потенциалом для новой научно-технической революции. Осознать эту возможность — вот достойная задача для белорусской промышленности, тем более что будущий рынок для себя мы создаем прямо сейчас, активно участвуя в интеграционных проектах континентального масштаба. Успех зависит исключительно от нашей собственной расторопности и ответственности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter