ДЕРЕВНЯ Чурилово Погуляевского сельсовета Оршанского района. Там в крестьянской семье Данилы Моисеевича и Анфисы Федоровны Соляниковых 19 июля 1919 года появился на свет их первый и единственный ребенок — сын Толя. Через несколько лет родители переехали в райцентр, глава семьи устроился на городскую электростанцию, а мальчишка пошел в школу, где любимым увлечением стал авиамодельный спорт.
После окончания семи классов Анатолия приняли на работу в качестве инспектора по учету отдела райзо (районного земельного отдела) Оршанского райисполкома. Там же познакомился с будущей женой Ниной, только знакомство это было скорее детским, но, как оказалось, судьбоносным.
Одно время парню пришлось совмещать работу и учебу: в 1938 году его зачислили курсантом Оршанского аэроклуба. Попал в группу планеристов из 8 человек. Тогда впервые смог подняться в небо, пусть и не высоко. В зимний период осваивал теорию на приборах и тренажерах, практику отрабатывал летом в военно-летном лагере у деревни Яковлевичи.
Старшая дочь Светлана Колтунова рассказала интересную историю, как во время учебы в аэроклубе новоиспеченный курсант решил показать «форсаж» перед своими товарищами. Без разрешения инструктора на самолете сделал круг над родной деревней Чурилово, за что получил нагоняй от начальства. Но эмоции от этого полета остались с ним навсегда. Сначала летал с инструктором, затем научился управлять крылатой машиной самостоятельно. Тогда Анатолий Соляников и полюбил небо окончательно и бесповоротно, как говорится. Только было бы оно мирным…
ЗИМОЙ 1941 года окрыленный мечтами летчик поступил в военную авиационную школу города Энгельса Саратовской области, стал изучать советский многоцелевой одномоторный самолет 1930-х годов Р-5 и скоростной фронтовой бомбардировщик АНТ-40 (СБ).
Спустя 5 месяцев началась война, курсантам сократили учебную программу. В феврале 1942 года старшего сержанта Соляникова направили на обучение в Пензенский 10-й запасной авиаполк, где он должен был изучить штурмовик Ил-2. Освоить технику пилотирования «летающего танка», или «бетонного самолета», как его называли конструкторы и пилоты-истребители люфтваффе, за короткий период было нелегко, но настойчивому 23-летнему парню машина поддалась. На постоянную службу сержанта распределили в 810-й авиационный штурмовой полк 225-й штурмовой авиационной дивизии 15-й воздушной армии, в ноябре 1942 года на Брянском фронте он получил первое боевое крещение в районе станции Горшечное под Курском.
— Мы шли в составе шести Ил-2, — вспоминал Анатолий Данилович. — Высота не более тысячи метров, выше не имели права подниматься, иначе бы не смогли попасть в цель. Нас вел командир эскадрильи Бернард Чернявский. Когда стали бить зенитки, он показал мне в форточку, чтобы я подошел к нему на два размаха крыла. А как под обстрелом увидеть эти два размаха? Тем не менее задание выполнил. Чтобы самому стрелять, нужно было снижаться довольно низко, до бреющего полета. После первого вылета не поздравляли, а вот после третьего называли «стариком».
Этот третий боевой вылет едва не стал последним для Соляникова. Немецкая зенитка пробила обшивку его штурмовика, а летчика серьезно ранило в голову. Теряя сознание от потери крови, он успел посадить самолет на своей территории.
Об одном из заданий Анатолий Данилович вспоминал всю жизнь. Немецкая артиллерия заняла удобную позицию, с которой ее никак не удавалось выбить. Эту задачу возложили на Соляникова, отправив с ним в сопровождение только два истребителя. На его самолет подвесили два баллона с белым фосфором — оружием, не уступающим напалму. Нужно было спуститься на высоту не более 100 метров и облить врага смесью фосфора и воды. Эффект в том, что при падении вода испарялась, а фосфор обветривался и огнем падал на землю. Операция очень рискованная, было мало шансов вернуться живым. Но поставленная задача была выполнена. Уже на земле на обшивке самолета насчитали 168 пулевых пробоин.
В ОКТЯБРЕ 1943 года 810-й ШАП перебазировался в район города Великие Луки, а к апрелю 1944-го старший лейтенант Анатолий Соляников командовал эскадрильей 810-го штурмового авиаполка 225-й штурмовой дивизии, на его счету было 86 боевых вылетов. За активное участие в операции по форсированию реки Великой около Пушкинских Гор летчика наградили орденом Александра Невского. В полку он был единственным белорусом, даже после войны, пока были живы товарищи, между собой его называли сыном белорусского народа.
Во время одной из операций при форсировании реки Великой не без участия Соляникова уничтожен штаб немецкого фронта с десятком генералов и офицеров. Всего на счету летчика не менее 115 боевых вылетов, в одном из них удалось сбить «бубнового туза» — немецкого аса, рисовавшего на своем самолете карточный знак как символ мастерства и заслуг.
УКАЗОМ Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года старшему лейтенанту Анатолию Даниловичу Соляникову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
— Если кто-то скажет, что не испытывал на войне страха и волнения, не верьте, — говорил когда-то ветеран. — Это свойственно человеку, у которого есть душа и сердце. Я сам видел, как после получения задания наши командиры начинали курить сигареты одну за другой. У меня самое сильное волнение было до того момента, пока не надевал парашют и не садился в кабину самолета. Как только пропеллер закрутился, все куда-то улетучивалось. Там другие мысли: как бы безопасно взлететь, отбомбить и потом приземлиться. А вечером для успокоения нам давали 100 грамм фронтовых.
Нахожу еще одно короткое донесение командования штурмовой авиационной дивизии, но уже о потерях: «14.09.44 капитан Соляников, старшина Марчков, самолет № 4321. Не вернулись с боевого задания». Только спустя время стало известно, что этот самолет сбили возле латвийского Цесиса, а летчик в бессознательном состоянии попал в плен. Сначала находился в лагере города Мадона, затем перевели в Ригу. Конечным пунктом военнопленного стал лагерь в Восточной Пруссии. Об этом некогда упоминал его однополчанин Матвей Штрякин:
— На допросах он выдавал себя за стрелка-радиста, называя фамилию погибшего друга. Немцы особенно ненавидели пилотов. Их почти всегда ждала виселица. Не знали, что перед ними Герой Советского Союза, с собой у него не было ни документов, ни наград.
chasovitina@sb.by
Фото из семейного архива Тамары Чепелевой.
(Окончание в следующем номере.)