Огромное небо Евгения Клуссона

Крылья гражданской авиации страны крепли в боевых полетах

Крылья гражданской авиации страны крепли в боевых полетах

Вот уже более десяти лет в начале ноября белорусские авиаторы отмечают свой профессиональный праздник – День работников гражданской авиации. При определении даты праздника за основу было взято постановление Совета Народных Комиссаров БССР, принятое в 1933 году, об открытии аэропорта в Минске и начале регулярных воздушных сообщений с территории нашей страны. Первый полет на линии Минск—Москва состоялся в день открытия столичного аэропорта – 7 ноября 1933 года.

В числе тех, кто стоял у истоков восстановления гражданской авиации Беларуси после Великой Отечественной, был легендарный командир 105-го гвардейского авиаполка полковник Евгений Томасович Клуссон.

Еще задолго до войны Евгений связал свою жизнь с авиацией. Она привлекла его не только своей романтикой, но и как школа мужества и геройства. После окончания одесской школы военных пилотов его направили в Киевскую авиагруппу. Именно там, осваивая на практике летное мастерство, он понял, что труд летчика – это еще и тяжелая, кропотливая работа, связанная с риском для жизни, с преодолением человеческих слабостей: малодушия, трусости, безволия…

Дни шли за днями. Клуссона, как опытного инструктора, начинают продвигать по служебной лестнице. Почти перед самой войной назначают командиром 16-го транспортного отряда гражданского воздушного флота в столице Украины – Киеве. Там и застает его война. Их отряд срочно перебрасывают в Казахстан и поручают Клуссону командовать 17-й учебной эскадрильей. Но он подает рапорт за рапортом с просьбой направить на фронт.

9 июля 1941 года последовал приказ народного комиссара обороны Союза ССР: «…Личный состав гражданского воздушного флота, непосредственно зачисленный в особые авиагруппы ГВФ, считать призванным в Красную Армию…»

Так начались боевые будни гражданских авиаторов.

В составе 3-й воздушной армии на Калининском и 1-м Прибалтийском фронтах летчики выполняли большую работу. Они доставляли на фронт вооружение, боеприпасы, продовольствие, почту и газеты, разбрасывали листовки на оккупированной противником территории, устанавливали связь с партизанскими отрядами, оказывая помощь боеприпасами, оружием, радиооборудованием.

Командир полка Евгений Клуссон понимал, что в условиях ведения боевых действий на земле и в небе для бывших летчиков гражданской авиации нужна совершенно новая тактика полетов.

И он искал ее в личном общении с опасностью, отправляясь на своем тихоходном У-2 в самое пекло войны.

По инициативе Евгения Томасовича начались массовые полеты к белорусским партизанам. В полку была создана специальная ночная эскадрилья (ее называли «партизанская»), укомплектованная наиболее опытными летчиками. Партизанские бригады А.Д. Гуркова, Д.Ф. Райцева, М.Ф. Бирюлина, М.Ф. Шмырева, Я.З. Захарова, М.И. Бедина все чаще и чаще стали принимать у себя «крылатых» друзей. Но летать к партизанам под ожесточенным огнем вражеских зениток было нелегко.

Однажды пилот П. Лысенков, эвакуируя раненых, был атакован самолетом противника Ме-110. Санитарный самолет загорелся и произвел вынужденную посадку. Из уцелевших лыж летчик соорудил санки и на них доставил раненых партизан в ближайший госпиталь…

В сентябре победного 1945 года 105-й отдельный гвардейский авиаполк вошел в состав Белорусского территориального управления гражданского воздушного флота. Но к этому победному дню вел долгий путь в огненном небе.

Весной 1944 года, незадолго до перехода советских войск в наступление, гитлеровское командование бросило против белорусских партизан снятые с фронта 23 дивизии, 30 особых полков, 63 различных карательных батальона с артиллерией, танками и авиацией.

Карательная операция набирала силу в Полоцко-Лепельском партизанском крае. Там против партизан противник сосредоточил 60-тысячную группировку. Воинским частям, охранным и эсэсовским подразделениям было выделено 137 танков, 235 орудий, до 70 самолетов. Эта армада получила задание в короткое время сокрушить партизан. И гитлеровцы готовили карательную экспедицию небывалых масштабов.

Двадцать семь дней 17-тысячная группировка партизан отражала бешеный натиск фашистов. И все это время на помощь партизанским соединениям под командованием В.Е. Лобанка прилетали смелые соколы авиаполка, напутствуемые Евгением Клуссоном.

Но кольцо окружения сжималось. Когда партизаны и мирные жители сосредоточились на лесистом участке недалеко от Ушачей, военный совет и штаб партизанского движения принимают решение: прорвать кольцо блокады.

Командование авиаполка получает приказ увеличить количество вылетов к партизанам, оказавшимся в окружении.

С группой лучших, опытных летчиков Н. Воронцовым, И. Тарасовым, А. Жогой, Д. Кузнецовым, В. Ползуновым и Г. Дзюбой командир полка Е. Клуссон уточняет маршрут пересечения линии фронта и порядок полета за фронтовой полосой. Партизанам было сброшено 31 420 кг боеприпасов, 4335 кг медикаментов и грузов.

Гитлеровцы не устояли перед натиском. 4 мая 1944 года народные мстители стремительно пошли на штурм и смели карателей…

Но и в полку авиаторов были потери. Самолет Петра Новоселова попал под сильный зенитный обстрел врага. Это случилось после выполнения очередного боевого задания. Самолет загорелся, пилот был тяжело ранен. Превозмогая боль, он с трудом вывалился из кабины и с парашютом приземлился в открытом поле. Вокруг еще лежал снег, хотя уже было начало весны – март 1944 года. Отстегнув лямки парашюта, Новоселов пошел к линии фронта.

 С обмороженными ногами, обессиленного и больного его, спустя несколько суток, подобрали солдаты одной из передовых воинских частей Советской армии. В госпитале приняли решение: ампутация ступней обеих ног. С мольбой в глазах слушал бравый летчик заключения хирургов. И врачи его выходили. Петр не только встал на ноги, но и в скором времени продолжил боевой путь в составе полка.

23 мая 1944 года пушечный гром расколол предрассветную тишину – началась операция «Багратион». И вновь в самом пекле боевых действий оказался 105-й гвардейский полк под командованием полковника Е. Клуссона.

Приближалось время окончательного разгрома врага. И в гражданской авиации начали думать о тех мирных днях, когда в свободном от пуль и снарядов небе появятся гражданские самолеты.

Закончив боевой путь после взятия Кенигсберга, 105-й гвардейский Паневежский, ордена Александра Невского авиационный полк гражданского воздушного флота приказом начальника Главного управления ГВФ маршала авиации Астахова был передан Белорусскому управлению. А его боевой командир полка полковник Евгений Томасович Клуссон стал руководить «крылатой отраслью» партизанской республики уже на ее мирных трассах.

Восстановление воздушных линий, аэропортов, организация регулярных полетов как на территории республики, так и за ее пределами стало главным в жизни Евгения Томасовича. С присущей ему энергией и решительностью он смело включился в работу огромного авиационного коллектива республики и на протяжении многих лет вносил значительный вклад в развитие ее гражданской авиации.

Самолеты ПО-2 (те самые, которые летали в грозном небе войны) регулярно начали выполнять почтово-пассажирские полеты. Открылись международные рейсы в Берлин, Прагу, Варшаву…

На смену «небесным тихоходам» пришли более современные самолеты Ли-2. В мае 1948 года открылись авиамаршруты Минск—Витебск—Минск, Минск—Полоцк—Минск, Минск—Гродно—Минск.

 С распадом СССР, выйдя из состава гигантской авиакомпании «Аэрофлот», молодая белорусская гражданская авиация оказалась перед сложным выбором пути к самоутверждению. Но богатый опыт специалистов, опора на глубокие профессиональные знания и героические авиационные традиции позволили нашей стране достойно расправить крылья в голубых просторах.

На снимке: Евгений Томасович Клуссон.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter