Огрехи капитального ремонта

Сразу оговорюсь: хотя подготовка к весенне-полевым работам и находится на контроле у правительства, «двойку» гомельчанам выставили бригады проверяющих, которых направило в область Министерство сельского хозяйства и продовольствия.

Сразу оговорюсь: хотя подготовка к весенне-полевым работам и находится на контроле у правительства, «двойку» гомельчанам выставили бригады проверяющих, которых направило в область Министерство сельского хозяйства и продовольствия.

Так что эта оценка, озвученная на итоговом совещании начальником главка механизации и технического прогресса с Главгостехнадзором Николаем Лабушевым, коллективная. Впрочем, он подчеркнул: проблемы могут стать предметом разбирательства и на заседании коллегии Минсельхозпрода. И уже 13 декабря на заседании президиума Совмина оценка прозвучала. Премьер-министр Сергей Сидорский высказал обеспокоенность подготовкой к посевной-2006.

Специалисты гостехнадзора и главка механизации побывали во всех районах региона и придирчиво оценивали уровень постановки техники на зимнее хранение, начало ремонта, а также помощь со стороны предприятий агросервиса. Особое внимание уделили состоянию машинных дворов в агрогородках (до конца текущего года их будет сдано в области 42).

С лидеров — спрос особый

В АПК Гомельщины сегодня насчитывается свыше 350 машинных дворов. Почти все имеют твердое покрытие. Сюда после уборочной стянута вся побывавшая «в бою» техника. Практически здесь нет машин и агрегатов, которые бы не были поставлены на хранение. Но при этом почти нет и соответствия требованиям соответствующего ГОСТа. Если последний пустая формальность, то зачем его утверждали высокие инстанции? Можно подойти к делу проще: отнестись к технике по-хозяйски. Это значит очистить от грязи, помыть, смазать узлы, чтобы не ржавели, поставить на подставки. Собственно говоря, ничего такого сложного ГОСТ и не предусматривает. Разве что с комбайнов надо убрать и отправить на склад аккумуляторы, снять наклонные камеры. Это пусть и не все, но главное. Но по укоренившейся гомельской традиции камерами здесь почему-то принято заниматься весной, а то и летом.

Еще один момент, как говорится, уже из другой оперы. Он касается ремонта в местных условиях. В помещениях мастерских недостаточно света, холодно, если и есть вода, то исключительно холодная. Как выяснилось на месте, пятьдесят процентов этих зданий или вообще не отапливаются, или отапливаются «впроголодь». Крайне мало стационарных моек. Тут уж не только детали не промоешь, лицо и руки механизатор не всегда рискнет ополоснуть ледяной водой. О том, чтобы принять горячий душ, и говорить не приходится, хотя целыми днями человеку на холоде приходится «нянчить» железо. Какая забота о людях – такая и отдача: качество страдает. У меня есть версия, почему так происходит. Даже там, где условия для ремонта вполне приличные, руководители пытаются экономить топливно-энергетические ресурсы, как того требуют жесткие прогнозные показатели. Косвенно моя догадка подтвердилась при финальном «разборе полетов». Начальник Главгостехнадзора Валерий Злотник с высокой трибуны был красноречив: если в каком-нибудь хозяйстве дважды в год не побелят ферму, то руководителю не поздоровится, а если тракторист не примет душ – начальнику ничего не будет. Это может быть простительным где-нибудь в отстающем районе на Витебщине, но здесь-то мы имеем дело с передовиками соревнования, героями минувшей страды. С лидеров спрос особый. И потому вряд ли гомельчанам стоит обижаться.

Коса на камень

Худо-бедно, но ремонт сельскохозяйственной техники в области набирает силу. Пока в основном в хозяйствах. Однако сложный ремонт, скажем, тех же комбайновых и тракторных двигателей, коробок передач, топливной аппаратуры им зачастую и не по силам, и не по карману. Казалось бы, агросервисной службе тут в самый раз подставить хлеборобам плечо. Но при обсуждении итогов рейда между представителями ОАО «Гомельагросервис» и облсельхозпрода развернулась такая полемика, что стало ясно: нашла коса на камень. Если кратко, то причины взаимных упреков и обвинений проистекают оттого, что в области до сих пор не реализованы многие положения Указа Президента страны № 40. В частности, низовые структуры агросервиса не переданы из районной коммунальной собственности в областную. Образно говоря, паровоз отцепили от поезда. Есть немало проблем с внедрением специализации на сервисных предприятиях. Они, например, научились изготавливать некоторые запчасти для импортной сельхозтехники, но техники этой в АПК Гомельщины почти нет. Только отечественная. Поступило даже предложение увязать всю деятельность системы республиканского агросервиса с работой заводов-изготовителей. Похоже, узел, затянувшийся в Гомеле, придется развязывать с помощью правительства. Ведь подобные вопросы возникают и в других регионах страны.

Потемкинские деревни сельчане не заказывали

Программой возрождения села, как известно, предусматривается покрыть в ближайшее пятилетие страну сетью агрогородков. Комфортных и для проживания, и для работы. До конца текущего года по республике этот статус должны получить 164 населенных пункта, на Гомельщине больше всего – 42. Без преувеличения, проделана гигантская работа по преобразованию сел, уровень обустроенности которых должен отвечать как минимум 18 социальным стандартам. Приемные комиссии проверят, внедрены ли они. Увидим мы скоро и подписи ответственных чиновников под актами сдачи-приемки. Но один, пожалуй, важнейший стандарт вряд ли повсеместно будет выдержан. Он как раз и касается комфортной работы тружеников полей и ферм. Особенно на машинных дворах. В каком они состоянии, выше я уже говорил. Это на Гомельщине. А теперь приведу короткую выдержку из записки в правительство, которая подготовлена Минсельхозпродом по поручению заместителя премьер-министра Ивана Бамбизы и подписана министром Леонидом Русаком: «…машинные дворы большинства сельскохозяйственных организаций не отвечают современным требованиям и требуют реконструкции и оптимизации территорий». Это на первый взгляд слово «оптимизация» такое безобидное. За ним — сотни тысяч, если не миллионы рублей, бездарно зарываемых в землю.

Когда мы жили в большой стране, тогда и размах строительства был гигантский. Машинные дворы напоминали космодромы малого формата, сплошь заставленные техникой. За последние пятнадцать лет, по данным Минсельхозпрода, в результате обновления парка сократилось количества сельскохозяйственных машин: тракторов – в 2,12 раза, грузовых автомобилей – в 2,26, зерноуборочных комбайнов – в 2,44 раза. Но кое-где местные князьки, игнорируя утвержденное министерством типовое решение по обустройству машинных дворов, получив средства, ничтоже сумняшеся вкладывают их во все те же гигантские объекты. Именно с такой ситуацией мы столкнулись в Горочицах Калинковичского района, где формируют агрогородок. Там площадка будет размером с четыре футбольных поля, а разместят на ней несколько десятков тракторов, комбайнов, единиц прицепной и почвообрабатывающей техники.

Один из специалистов рассказал мне историю еще «веселее». В Россонском районе есть хозяйство с мастерской аж 1953 года рождения. Здание на ладан дышит. Однако на его кровлю решили истратить 56 миллионов рублей. А рядом — шикарный арочник. Если бы эти миллионы да пустить на его оснащение, мехмастерским не было бы цены.

Красивый агрогородок, сияющий всеми цветами радуги, рекламой, асфальтированными дорогами и прочими приметами цивилизации, – что может быть удобнее и приятнее для крестьянина! Но без создания надлежащей производственной базы мы рискуем скатиться к приснопамятным потемкинским деревням. А их сельчане не заказывали.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter