Празднование Купалье в Беларуси

Огонь, вода и цветы

Календарь и традиции

1 июля — начало православного Петрова поста.


7 июля — Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.


2 июля — у католиков празднование принесения образа Матери Божией Будславской.


Ночь с 6 на 7 июля — Купалье, древнейший и необыкновенно красивый народный праздник, окутанный атмосферой чего–то неведомого, удивительного, таинственного и волшебного, в честь солнца, огня, воды, плодородия и расцвета земли. Обычно место, где собираются на «святкаванне», — это чаще всего высокий берег реки или озера, поляна в лесу, заранее огораживается кольями, обсаживается небольшими деревцами — молодыми березками, кленами. Молодежь и подростки сносят туда со всей деревни старые вещи: подстилки, непригодную одежду, обувь, разбитые бочки, лыко, развалившуюся деревянную посуду, засохший уже к этому времени троицкий «май» (ветки березок, клена)... Все это необходимо для купальского костра, что очень мудро, ведь старые вещи несут человеку отрицательную энергию. Еще часто добавляли сухие ветки дуба — «Перунова дрэва». Огонь для костра непременно нужен «живой», не от спичек или зажигалки. Добывается он древним способом — трением дощечек из ясеня, дуба или других деревьев, в зависимости от региона и местных традиций. Загодя в складчину готовится и угощение: сыр с солью и тмином, творог соленый и сладкий, с маком, сахаром или медом, блинчики тоненькие, как кружево, и так называемые «праснакi», холодник, квасок, яичница и «верашчака» — единственные из всех купальских «прысмакаў», куда входили сало и мясо, и обязательно своеобразные растительные обереги с резким запахом — лук и чеснок.


К месту «святкавання» шли с песнями, с ансамблем музыкантов — непременно скрипка, гармонь, бубен, различные трещотки из дерева и дуда, которую теперь редко где встретишь (разве что случайно раскопаешь где–нибудь на чердаке хаты столетней бабульки). Шум и песни считались просто необходимыми на Купалье, ведь это еще и время разгула всякой нечисти. Собирались также различные целебные травы — именно в это время они набирают самую силу. К Купалью из гибких веточек, трав и цветов плели веночки на голову, гирлянды — ими украшали дом и даже хозяйственные постройки. По венкам девушки загадывали не только о замужестве, но и вообще о своей дальнейшей жизни. Венки плыли по воде, и выглядело все необыкновенно красиво: огни, вода и цветы... В эту ночь цветы и травы разговаривают между собой, деревья переходят с места на место, а реки и озера светятся необыкновенным светом.


Совершенно потрясающее зрелище — «купальскае вогнiшча». Во многих местах еще зажигают поднятое на высокий шест просмоленное колесо — как символ солнца. Как считали, пламя купальского огня обладает особой очистительной силой, прогоняет прочь всякую нечисть, зло, болезни и даже смерть. Над ним просушивали нательные рубашки болеющих, к нему подходили люди в надежде, что огонь уничтожит их недуги. Все, кто мог, старались перепрыгнуть через купальский костер и таким образом получить очищение от всего недоброго. Маленькие дети делали имитацию костра из пучков крапивы и прыгали через нее — ведь крапива жжет почти как огонь, и именно это ее свойство использовали как оберег. Крапиву подвешивали на воротах перед домом, над дверями — чтобы она прогоняла разную нечисть.


В полночь молодежь шла искать волшебную «папараць–кветку». Верили, что на нее сходит небесный огонь и она зацветает–загорается буквально на несколько мгновений. Того, кто найдет и сорвет ее, ожидает необыкновенная жизнь — возможность понимать язык зверей и птиц, растений и деревьев, умение видеть все земные богатства под землей.


Найти удивительный цветок — несбыточная мечта, а вот листик подорожника, сорванный в полночь, девушки приносили домой и клали под подушку, загадывая, чтобы приснился суженый.


Под утро идут купаться в реках и озерах. Хотя в некоторых местах, например на Сморгонщине, этого делать не разрешается — чтобы не замутить воду в день рождения Иоанна Крестителя. Ну а затем все смотрели восход солнца, которое на Купалу играет, переливается разными цветами, сыплет золотом и серебром, расходится на несколько кругов, а затем сходится снова.


Любопытный факт: по рассказам старожилов, прежде в этот день в Минске всем, кого звали Иваном, Иванной или Яниной, в лавках, магазинах, корчмах и даже ресторанах делались скидки и преподносились небольшие подарки, а сам город украшался цветами и гирляндами.

 

Советская Белоруссия №118 (24255). Пятница, 28 июня 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter