Огонь, вода и газовые трубы

В тугой узел затянулись проблемы отдаленного полесского региона Этот год оказался богатым на события для Столинского района.
В тугой узел затянулись проблемы отдаленного полесского региона

Этот год оказался богатым на события для Столинского района. Сюда, в полесскую глубинку, провели, наконец, природный газ, а в начале декабря новый автомобильный мост через реку Припять связал Столинщину с Пинщиной, откуда совсем просто добраться до Бреста. Правда, транспортные проблемы столинцев все-таки до конца не разрешены. Центральные магистрали по-прежнему остаются в стороне, в соседнем Лунинецком районе, а автомобильной дороги между Лунинцом и Столином не существует. Хотя до войны дорога была, но мост через реку Припять, разделяющую районы, в 41-м разбомбили. На месте прежней переправы сегодня стоят лишь так называемые припаромники. Поэтому из Лунинца в Столин и обратно приходится добираться в объезд, через Пинский район. Получается 135 километров, тогда как напрямую было бы 47.

- Без переправы страдают оба района, - считает председатель Столинского райисполкома Алексей Демко. - Конечно, надо было настоять на строительстве моста при СССР, когда через нас шли большие грузопотоки из Украины. Теперь на мост денег не найдем, придется ограничиться паромом. Уже выполнен его проект, но у моих специалистов, равно как и у лунинецких, к нему очень много претензий. Он не учитывает паводковую ситуацию на Припяти. Надо переделывать, но уже зима. Весной из-за паводков тоже строительство не начнешь. Значит, начнем уже летом. Правда, имеются причины, по которым строительство может сорваться и летом. Дело в том, что если со стороны Лунинца имеются подъездные пути к переправе, то с нашей их нет. Вся надежда на помощь дорожников. В любом случае тянуть дальше некуда, поскольку дорога в современных условиях - это еще и привлекательный момент для инвесторов.

Сейчас в Столине нет ни одного так называемого градообразующего предприятия, поэтому человеку со стороны трудно понять привлекательность города для какого-либо инвестирования. Но, как мне пояснили в райисполкоме, перспективы у города могут быть хорошими. Второе дыхание Столину даст природный газ. Сегодня райцентр буквально изрыт траншеями - в частном секторе на смену печному отоплению идут газовые колонки. Люди заранее провели водопровод, так что теперь в домах будет горячая вода, душ или ванна. Правда, все эти прелести современной жизни достаются не даром. Надо оплатить 40 процентов стоимости подвода трубы к дому и всю работу внутри. За "трубу" надо выложить тысяч 600. Еще столько же стоят внутренние работы. Многим подобные суммы кажутся заоблачными. УКС, под управлением которого проходят все работы по газификации города, учел это обстоятельство, оставив возможность каждому в любой момент "врезаться" в трубу. Кстати, если в этом году к индивидуальному жилью будет подведено 15 километров газопроводов, то в 2004-м запланировано подвести уже 26.

Столинцы давно мечтали о природном газе, но при СССР в планы газификации Полесье не попало. Здесь бытует мнение, что в советские времена район был искусственно поставлен в такие условия, при которых молодежи хотелось как можно быстрее сбежать отсюда. Именно отсутствие промышленных предприятий, газа, дорог должно было решающим образом влиять на демографическую ситуацию. Ведь государству было невыгодно содержание больших деревень. Испокон веков люди селились здесь лишь в тех местах, куда не доставали паводковые воды. Если места не хватало, "лишние" попросту уезжали. Но где-то в 60-е годы прошлого столетия села начали разрастаться, сбегая все ниже с возвышенностей, достигая поймы рек. Вот тогда и заговорили впервые о стихии - при паводках вдруг поплыли хаты вместе со всем скарбом. Государство стало спасать людей невиданными тут доселе гидротехническими сооружениями - дамбами. Выяснилось, что и они помогают не всегда, но ничего лучшего до сих пор ученые не придумали.

- В этом году государство как никогда своевременно выделяло денежные средства, запланированные на реконструкцию дамб, - говорит руководитель районного предприятия мелиоративных систем Федор Козак. - Речь идет о сотнях миллионов рублей, которых должно хватить для качественной подготовки к весенней стихии.

- И все-таки насколько вероятна опасность катастрофы?

- Водный кадастр, к примеру, реки Горынь зафиксировал следующие годы катастроф: 1895-й, 1932-й, 1941-й, 1956-й, 1966-й, 1979-й, 1993-й и 1999-й. Как видите, говорить о какой-то цикличности не приходится. Одно ясно - в такие годы дамбы для воды не очень серьезная преграда, но с паводками средней величины, характерными для той же Горыни, современные искусственные заграждения справляются успешно.

И все-таки неразрешимые "водные" проблемы у столинцев остаются. К примеру, около 600 домов рабочего поселка Речица вода подтапливает каждую весну. Это именно те дома, которые вопреки традиции построены в низине. Мне рассказывали, что здесь стараются не делать весной свадеб, чтобы невесту не пришлось обувать в резиновые сапоги. Но что хуже всего, так это быстрое разрушение строений в условиях постоянной сырости. "Будем просить денег на благоустройство Речицы в областном бюджете", - делится планами председатель райисполкома. Если планы осуществятся, то и речицкие невесты станут шить свадебные платья к весне. А пока что не рискуют.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter