Что такое нетарифные барьеры

Одолеть «300 спартанцев»

Что такое нетарифные барьеры? Это искусственные ограничения, существующие в международной торговле
Что такое нетарифные барьеры? Это искусственные ограничения, существующие в международной торговле. Субсидии, лицензии, квоты, пошлины, технические стандарты, маркировка, упаковка. Короче, все разнообразие методов, как можно продвинуть на внутреннем рынке своего производителя и воспрепятствовать допуску туда чужака-экспортера. Со вступлением в силу Договора о ЕАЭС в тарифной политике стран таможенной «пятерки» мы худо-бедно разобрались, но вот нетарифные барьеры упорно не желают уходить из нашей жизни. Их насчитывается около трех сотен, и поэтому экономисты в шутку называют их «300 спартанцев». Похоже, что в вопросах развития взаимной торговли они будут держаться своих позиций столь же отважно, как и герои легендарной битвы при Фермопилах.

О том, насколько нетарифные барьеры обременяют взаимные потоки товаров и услуг между странами ЕАЭС, говорится в недавнем докладе Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР). В нем специалисты дали оценку влияния «300 спартанцев» на взаимную торговлю и сформулировали соответствующие рекомендации по их устранению.

Чтобы было проще, барьеры разбили на две группы. К первой отнесли такие, как санитарные и фитосанитарные меры, технические барьеры в торговле, квоты, запреты и меры количественного контроля. Ко второй — меры ценового контроля и меры, влияющие на конкуренцию. Например, институт специмпортеров, ограничения в области сбыта и государственных закупок, субсидии. Вторую группу барьеров часто называют «песком в колесах», поскольку они затрудняют движение товаров и в принципе могут быть полностью ликвидированы. Так вот, эксперты ЦИИ установили, что именно вторая группа оказывает большее негативное влияние на взаимную торговлю между Беларусью, Россией и Казахстаном. Таким образом, основные усилия нужно направить на «смазывание» осей взаимной торговли, сделали вывод эксперты.

Специалисты центра рассмотрели ряд сценариев снижения нетарифных барьеров. По базовому сценарию, в среднесрочной перспективе наибольший выигрыш от этого будет у нашей страны: реальный ВВП вырастет на 2,8%, а благосостояние — на 7,3%. В Казахстане благосостояние вырастет на 1,3%, тогда как прирост реального ВВП составит 0,7%. Эффекты для России будут менее значительными: на 0,5% и на 0,2% соответственно. Это связано как с большими размерами экономики, так и меньшей значимостью для России торговли внутри ЕАЭС по сравнению со странами остального мира.

В случае снижения нетарифных барьеров больше всех выиграют производители машин и оборудования, что опять же означает несомненные плюсы для Беларуси. Заметные преимущества также получили бы предприятия целлюлозно-бумажной и пищевой промышленности, производители кожи, обуви, резиновых и пластмассовых изделий. Кроме того, с высокими издержками от нетарифного регулирования торговли сталкиваются экспортеры химической продукции при поставках товаров в Беларусь и в Россию. Белорусские предприятия деревообработки также не могут нормально пробиться на рынки Казахстана и России, а эти страны, в свою очередь, жалуются, что к нам очень сложно поставлять сельхозпродукцию. Белорусские экспортеры оценили нетарифные барьеры в торговле с Россией и Казахстаном на уровне 15% от стоимости своего экспорта, казахстанские — 16% при экспорте в Россию и 29% при экспорте в Беларусь, российские — около 25% в каждую из стран.

Впрочем, специалисты признают, что барьеры — далеко не единственная препона. Наши компании сталкиваются с существенными издержками от мер, принимаемых Казахстаном и Россией по ограничению доступа к государственным закупкам, а также от санитарных и фитосанитарных мер. Экспортеры Казахстана и в особенности России обращали внимание на большие издержки, связанные с финансовыми мерами, применяемыми Беларусью. Этот барьер зачастую также актуален для поставщиков продукции на казахстанский рынок.

По оценкам же белорусских транспортных компаний, отмена барьеров и ограничений в транспортном секторе, в частности  системы разрешений, позволила бы повысить объем грузооборота за три года в два раза и увеличивать автопарк на 30—40% в год.

benko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter