Одобрено студсоветом

Студенческое самоуправление: кто в университете хозяин
Самоуправление в университетах появилось еще в средние века для защиты прав и интересов студентов. На что жаловались тогдашние мученики науки, вспоминать не станем. Интересно, чем живут современники, какие проблемы решают сообща в стенах родной альма-матер? 

Об этом мы поговорили с заместителем начальника управления по делам молодежи Министерства образования Татьяной Симановской, председателем Студенческого республиканского совета при министре образования и студенческой ассамблеи БГУ Евгением Харуком, председателем студенческого совета БНТУ Ольгой Янковской, секретарем первичной организации БРСМ БГУИР Александром Зарембой и координатором студенческого совета БГПУ имени М. Танка Денисом Урбановичем.




Татьяна СимановскаяДенис УрбановичЕвгений Харук
Александр ЗарембаОльга Янковская

Больше чем просто дискотека

«ЗН»: Не претендуя на социологическое исследование, мы опросили несколько десятков студентов из разных вузов об их участии в самоуправлении. Многие ответили, что ничего о нем не знают. Как же так получается?

Татьяна Симановская: Поступив в университет, первокурсники автоматически попадают в студенческое самоуправление. Не нужно писать заявление, получать билет, как при вступлении в общественные объединения. Самоуправление дает возможность заявить о себе, сделать жизнь в университете интереснее. Другой вопрос в том, насколько студент хочет участвовать в этом. Многие приходят в университет членами БРСМ. В вузах налажена система работы с нашим ведущим общественным объединением. На него опираемся и в организации самоуправления.

Ольга Янковская: Все ребята разные. Я, например, с первого курса знала, чего хочу, и сейчас, в магистратуре, занимаюсь общественной работой. Не всех, кто в начале учебы проявлял инициативу, хватает на пять лет. Кто-то не может, кто-то не хочет.

Евгений Харук: Многие студенты думают, что самоуправление – это концерты и дискотеки. И ошибаются.

«ЗН»: Молодые люди сами начинают что-то делать или приходится заманивать коврижками?

Татьяна Симановская: Как вовлекается основная масса студентов, зависит от активистов. Самоуправление в высших учебных заведениях строится по-разному. Нет единообразия, каких-то стандартов.

Евгений Харук: 90 процентов тех, кто к нам приходит самостоятельно, как правило, хотят организовывать творческую, спортивную и культурную жизнь. Задача органов самоуправления – найти среди них ответственных ребят, которые будут представлять интересы группы, потока, факультета в деканате. Брать на себя ответственность готовы единицы.

Денис Урбанович: Вчерашние школьники, чтобы проявить себя, сначала должны узнать, как это сделать. Привлечение ребят в студенческое самоуправление начинается еще до поступления, а именно на дне открытых дверей, где мы рассказываем, чем занимаемся. Приходя в университет, первокурсники уже знают про нашу работу и в дальнейшем решают, куда податься, чтобы реализовать себя. Кто-то идет в студенческий совет общежитий, кто-то хочет заниматься творчеством или наукой и выбирает студенческий совет факультета.

Александр Заремба: Людей, которые сами приходят и говорят: «Я хочу делать то и то», около одного процента, а может, и меньше. Из двух тысяч первокурсников в этом году с таким предложением ко мне обратились всего 10 человек. Всех остальных нужно искать. Для этого на каждом факультете есть кураторы. Новички боятся сделать лишний шаг. Особенно айтишники, которые сидят за компьютерами и не хотят быть оффлайн. Им и так хорошо. Но как аппетит приходит во время еды, так и интерес появляется с каждым новым событием, в котором они поучаствовали.

«ЗН»: А заочников приглашают в самоуправление?

Татьяна Симановская: Конечно, это их право. Приехав на сессию, они могут заниматься тем, что им интересно.

Евгений Харук: У заочников, как и у студентов дневной формы обучения, есть староста. Это тоже одна из форм самоуправления. Но выкроить время тем, кто одновременно работает и учится, сложнее: две недели уходит на подготовку к экзаменам. Организовать какой-нибудь концерт нет возможности.

«ЗН»: Получается, что любое действие студента можно назвать самоуправлением. Но давайте попробуем дать определение, что это такое?

Татьяна Симановская: В толковых словарях вы найдете разные трактовки. На мой взгляд, самоуправление – это форма организации инициативных творческих молодых людей.

Евгений Харук: В первую очередь для решения каких-то задач, достижения определенных целей в учебе, внеучебной деятельности, быту.

«ЗН»: Есть ли в Кодексе об образовании положение, которое регулирует сотрудничество студенческого самоуправления и администрации вузов?

Татьяна Симановская: Университетам дано право самостоятельно разрабатывать положение о студенческом самоуправлении, выстраивать структуру, выбирать актив.

Евгений Харук: Университетов у нас много, и везде есть традиции, свое понимание самоуправления. Будет неправильно прописать в законе одинаковую для всех схему. Максимум, что можно сделать, – узаконить определение самоуправления. И то это нужно делать осторожно, потому что сегодня его понимают так, а завтра по-другому.



Когда в товарищах согласие есть

«ЗН»: Какие проблемы поможет решить самоуправление?

Ольга Янковская: На советах факультета и университета, куда входят студенты, рассматриваются все стороны университетской жизни. Например, когда преподавателя хотят повысить в звании, студенты это обсуждают. Мы придумываем, как лучше организовать учебный процесс, вместе вносим предложения по замене старых дисциплин на новые.

Евгений Харук: Сейчас почти во всех университетах существует система оценки преподавателей. В конце сессии старосты анонимно собирают в группах мнения о том, интересно ли проводятся лекции и семинары. Допустим, один педагог использует мультимедиа, а другой по старинке открыл книжку и прочитал материал. Все это рассматривается на заседании кафедры. Если выясняется что-то серьезное, к примеру из 25 человек 20 сказали, что преподаватель необоснованно придирается, занижает оценки, конечно, озвучиваем предложения. Нет, не увольнять. В таком случае, скорее всего, его отправят на дополнительную учебу.

«ЗН»: А как студенты налаживают работу с администрацией?

Татьяна Симановская: В университетах понятие «самоуправление» приравнивается к понятию «соуправление». Студенты входят в советы ректора, комиссии по премированию, стипендиальному обеспечению, научной деятельности, по профилактике. Администрация отдает молодежи часть функций по решению тех или иных вопросов. Самый простой пример – профсоюзы, они отвечают за социальную поддержку молодежи. В общежитиях без решения студсовета не могут заселить человека или выселить.

Александр Заремба: Я участвую в совете университета полгода. За это время ни одного вопроса, в котором мы, студенты, явно были бы против, не обсуждалось. Ректор всегда учитывает наши интересы.

Денис Урбанович: В нашем университете есть советы факультетов и совет университета, куда входят не только главы общественных объединений, но и студенты со всех факультетов. В общей массе у нас есть реальный голос, который влияет на окончательное решение.

Евгений Харук: Изначально все проблемы обсуждаются с деканатом. Бывает, на советах поднимают спорные вопросы. К примеру, два года назад в БГУ переименовывали гуманитарный факультет. Чтобы он стал называться факультетом социокультурных коммуникаций, мы провели три заседания совета, прежде чем прийти к общему мнению.

«ЗН»: С какими житейскими вопросами обратились к вам за две недели нового учебного года? Что обсудите на ближайшем совете университета?

Александр Заремба: У нас чаще всего спрашивают, как получить общежитие, где снять квартиру на первое время и можно ли по­высить стипендию. К примеру, проф­союз помогает в поиске жилья. Если человек ак­тивно работает в БРСМ, мы ходатайствуем, чтобы ему дали место в общежитии. Участвуя в жизни факультета и общественных организаций, студенты сами зарабатывают себе повышенную стипендию.

Татьяна Симановская: Большинство вопросов можно решить на кафедре, факультете. На совете университета обсуждают глобальные темы, которые влияют на всех студентов. Например, будет ли строиться общежитие и за чей счет? Так, в Гродненском университете имени Я. Купалы ректор совместно со студентами принял решение часть денег, заработанных вузом, потратить на фундамент нового общежития.

Евгений Харук: У нас близится юбилей – 95-летие со дня основания БГУ, и мы хотим провести большой форум, придумать талисман университета, в разработке которого примут участие все студенты. Это и обсудим на ближайшем совете. Университет – наш второй дом. Общежития очень хорошо отремонтированы. Но есть факультеты, где ремонта давно не было. Например, в главном корпусе, построенном в 1961 году. Здесь даже окна не везде открываются. Мы вместе думаем, как заработать деньги на обустройство корпуса, проводим субботники, сами чистим, красим, чиним, чтобы никого не привлекать со стороны.



В кресло декана не хотите ли?

Ольга Янковская: Хотела бы поинтересоваться у коллег, почерпнуть хороших идей: проводится ли у вас день самоуправления и как?

Евгений Харук: У нас дни самоуправления проходят в дни рождения факультетов. В этом году хотим попробовать провести во всем университете. Как правило, когда выходишь с инициативой, в администрации не говорят «нет». Но нужна огромная подготовительная работа.

Ольга Янковская: У нас 16 факультетов, тысячи студентов. И если их на один день оставить без преподавателей… Может случиться апокалипсис.

Татьяна Симановская: Его не будет, если все хорошо спланировать. Понятно, что нельзя просто так принять решение, что, например, завтра студенты заменят ректора, проректоров, деканов и вместо преподавателей прочитают лекции. Надо четко распределить обязанности: кто будет выполнять административные функции, кто станет у доски. Кажется, что все просто, как в игре. Но когда садишься в кресло декана или входишь в аудиторию первокурсников, понимаешь всю серьезность дела.

«ЗН»: А в кресло декана пустят?

Татьяна Симановская: Пустят. Главное – оговорить все условия, порядок. Да и декан не просто передает дела и уходит. Он находится рядом, но не вмешивается. Теперь уже студент принимает людей, которые приходят на прием, выносит решение. Это хороший опыт.

Александр Заремба: Помню день самоуправления на первом курсе. Удивился, когда пришел на занятия и увидел одногруппника за преподавательским столом. И так на каждой паре. Было весело.

Денис Урбанович: Мы проводим такие праздники на факультетах. День самоуправления – это не просто игра, в которой можно на время пересесть в кресло босса. Важно, чтобы деканы, проректоры, ректор показали студентам свою работу, что и как они делают. Мне кажется, если руководство вуза проведет со студентами весь день, будет больше пользы.

Татьяна Симановская: В свое время мы инициировали дни самоуправления и порекомендовали проводить их в вузах, чтобы выделить из студенческой среды активных ребят, которые могут заявить о себе. Ведь можно пять лет отсидеться за партой, только бы не трогали. Но тогда мимо пройдет вся студенческая жизнь, а это лучшие годы. Сочувствую тем студентам. В то же время все должно быть по собственному желанию. Если хочешь быть заметным и получить все, что дает университет помимо знаний, участвуй. Но насильно тащить никого не будут.

«ЗН»: И все-таки чего не хватает нашему студенческому самоуправлению? Какой мировой опыт нужно перенять и чему могут поучиться у вас зарубежные коллеги?

Евгений Харук: Ничего менять не стоит. Хочется одного: чтобы студенты, которые не занимаются самоуправлением, хотя бы обращали внимание на то, что для них делается. Чтобы, когда спросят, что у вас в университете происходит, смогли рассказать. А не говорить, что ничего нет.

Ольга Янковская: Нужно работать и наслаждаться. А хорошее будет всегда приходить с новыми идеями и людьми.

Денис Урбанович: Нам часто говорят: посмотрите, как у других, на Западе, например. Но у нас сложилась собственная система самоуправления. И она работает. Конечно, мир развивается, и нужно обращать внимание на инновации. Побольше хотелось бы инициатив от самих студентов. Чтобы не боялись новых идей, в чем-то даже безумных в хорошем смысле слова. Их всегда можно попробовать реализовать. Если предложения интересные, всегда поддержат.

zubkova@sb.by

machekin@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter