Одной левой

Художник–картограф Рубен Атоян рисует города
Художник–картограф Рубен Атоян рисует города

ризнайтесь, друзья, кого из вас не посещала мысль: как бы это делать только то, что нравится, но чтобы личный счет в банке все время пополнялся? В специальной литературе по данной проблематике четко указано: изобрети велосипед (колесо, спицу, не важно)... Главное, сделай это первым. Зарегистрируй свои права. И все — иди, путешествуй. «Ноу–хау» будет кормить тебя как минимум лет десять.

Признаться, с изобретениями лично у меня пока скудновато. Но я терпеливо жду, коллекционирую полезные истории на эту тему, возможно, и мне повезет, как Рубену Атояну, и я так же, как он, в своих архивах откопаю когда–нибудь простую, но гениальную истину.

«Прижало» Атояна в начале 90–х, когда его зарплата редактора в издательстве равнялась 25 долларам. Жена и двое детей на папу Рубена смотрели с тоской, подолгу молчали, и вообще, атмосфера в кооперативной квартире в Уручье стояла мрачная. И тогда Атоян начал думать быстро...

Картограф по профессии, Рубен Атоян всегда испытывал страсть к рисованию, писал простенькие пейзажи и жанровые сцены в редкие минуты отдохновения. Однажды даже пришел в Строгановское училище переучиваться с картографа на художника. Но старенький профессор «Строгановки» сказал ему тогда: «Подумайте сами, зачем вам живопись? У вас прекрасная профессия. Поезжайте в Минск, там мощное картографическое издательство, живите в свое удовольствие, рисуйте на работе карты, а пейзажи — дома, для себя».

Так Рубен и сделал, приехал в Минск, устроился на работу картографом, защитил диссертацию на тему построения перспективного изображения... И вот в начале 90–х, когда в семью пришли голод и тоска, полез на антресоли за своей диссертацией, открыл ее и — эврика! Рубена Атояна осенило: одна из глав научной работы рассказывала о старинных картах средневековья, их рисовали великие художники Дюрер, Леонардо, Рембрандт... Когда–то Рубен Атоян искал в этих древних работах ошибки построения перспективы, а сейчас увидел прекрасную перспективу для себя. Он «осовременит» стиль средневековых художников и станет рисовать города, точно передавая подробности архитектуры, природы и ландшафта! Так и появились первые рисованные карты Атояна. В Европе на тот момент Рубен был единственным художником–картографом, способным с душою и картографической точностью рисовать исторические центры знаменитых городов.

Первым «художественной» идеей Атояна заинтересовался литовский предприниматель. Начал бизнесмен с рисованной карты–панорамы Вильнюса кисти Атояна. Кстати, сейчас этот предприниматель очень знаменит в Литве, его дела быстро пошли в гору: все карты и учебники в стране печатает его издательство. А начинал скромно — с панорамы Вильнюса работы Атояна и заплатил тогда Рубену всего 150 долларов (но сумма показалась минскому картографу значительной)...

Сегодня, когда предприниматели всего мира ищут Рубена Атояна сами, заказывают его уникальные рисованные карты для самых бойких туристических центров, не скупясь на гонорары, смешно об этом вспоминать. На рабочем столе Атояна, бывает, «созревают» картины восьми городов одновременно. Он писал Варшаву, Минск, Венецию, Берлин, Крым, Несвиж, Камбоджу...

В Германии есть издательство с похожим профилем: его специалисты рисуют карты городов мира, над каждой из них работает целый штат вертолетчиков для аэрофотосъемки, художники, архитекторы, картографы... Я видела эти карты — по–немецки точные и холодные и цвет их по–военному защитный, не солнечный... Уникальность карт Атояна еще и в том, что каждую из них он от начала и до конца создает сам. Скажем, в Венеции Рубен Владимирович провел 20 дней — наснимал 8 часов видео, сделал 600 фотографий города — и домой, в Минск, левой рукой писать карту–панораму Венеции (Атоян — левша), работа над которой заняла у художника–картографа полтора года. Кстати, такой профессии — художник–картограф — в мире нет, ее изобрел Атоян и теперь выступает с докладами в европейских институтах, рассказывает, как для данной профессии готовить специалистов. Недавно поляки по научным работам Атояна ввели у себя такую специальность — картограф–дизайнер...

Одна из любимых карт Атояна — храмовый комплекс Ангкор–Ват. Почти год он писал «восьмое чудо света», естественно, был в Камбодже, изучал архитектуру буддистского храма «вручную». Как знать, возможно, и не добраться мне в этой жизни до Ангкора. Хотя карты Атояна производят оглушительный эффект присутствия. Смотрю — и путешествую.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter