Одноразовый общепит. Когда стандарт “вкусно, недорого и быстро” станет повсеместной нормой?

— Дайте, пожалуйста, пакетированный чай, — попросил я у работника привокзального кафе, прочитав название в соответствующем ценнике.
Это было все, что я решился отведать в заведении, ни снаружи ни внутри не внушавшем доверия. Голод не тетка. До отправления автобуса оставался еще час. От ледяного ветра бросало в дрожь. Поэтому и решил забыть об эстетических и гастрономических идеалах и променять их на несколько глотков горячего чая.
— Что? — работница кафе несколько раз переспросила, а я вновь озвучил свою скромную просьбу.
Наша интеллектуальная дуэль могла и затянуться. Но на помощь пришла еще одна работница кафе. Та с ходу поняла, что мне нужно. Но то ли для верности, то ли для того, чтобы перевести на более понятный для первой работницы язык, уточнила: “Одноразовый чай?”
Я молча кивнул. И в ту же секунду порадовался своей предосторожности. Ведь если следовать логике, сделай я другой заказ, то, видимо, получил бы что-то многоразовое?
Пластиковые стаканчики, щедро усыпанные остатками чьей-то трапезы столики, заскучавшие на витрине беляши — такую картину не раз приходилось видеть тому, кто решил в каком-нибудь райцентре перекусить на скорую руку.
Странная, совсем не рыночная получается ситуация: спрос есть, а предложения не то чтобы нет, но какое-то оно убого-скудное. С одной стороны, в этом есть и доля нашей, потребителей, вины. Не привыкли мы рассчитывать на других. Такой уж, видно, у нас менталитет. Если куда-то едем, то стараемся не испытывать судьбу и общепит и берем в дорогу что-нибудь съестное. Но с другой стороны, бывает порой стыдно перед дорогими гостями за то, что еще очень мало мест у нас, куда бы можно было сходить и скоротать вечерок, а не устраивать традиционные посиделки на кухне, потому что там спокойнее, надежнее и дешевле.
В общем, ситуация такая, что общепитовская ниша сейчас скорее наполовину пустая, чем наполовину заполненная.
Слишком много бюрократических барьеров, объясняют одни. Только на открытие кафе, даже без учета строительства, можно потратить целый год. “Отвлекают от работы слишком частые визиты контролеров”, — жалуются другие. Приходится заниматься с ними, а не с клиентами, держать дополнительных работников. “Попробуйте открыть кафе в райцентре — будете сидеть без посетителей”, — скептически пророчат третьи.
Тем не менее находятся люди, которые вкладывают в “гастрономическое” дело деньги и душу.
Конечно, посетители в райцентре не готовы тратить столько же, сколько, например, жители областного центра или столицы. Но зато можно хорошо заработать на проведении свадеб, юбилеев, других мероприятий.
Ситуация с отечественным общепитом чем-то напоминает проблему курицы и яйца. Предприниматели неохотно открывают новые точки питания, так как считают, что наши люди пока не готовы тратить много денег на питание вне дома. А потенциальные клиенты ресторанов и кафе не видят достойного выбора и голосуют своим кошельком за продовольственные магазины, где затовариваются всем необходимым, а потом готовят дома.
Похоже, что курица все же решила взять на себя инициативу. Вряд ли можно сказать, что она несет золотые яйца. Тем не менее за последние семь лет количество объектов общественного питания в нашей стране увеличилось на 3 тысячи, или примерно на треть. Но классическое соотношение цена—качество—скорость обслуживания вряд ли многих устраивает.
Конечно, можно поспорить и сказать, что для улучшения по любым двум из этих позиций придется жертвовать третьей. Но ведь удается же владельцам маленьких кафе в том же Берлине досыта накормить клиента за три-пять евро. А у нас бывает, если и “впишешься” в эту сумму, то рискуешь, что твой организм ответит на посещение общепита изжогой.
Очевидно, что только “именем революции” ситуацию с отечественным общепитом резко не улучшишь.
Поэтому местные власти могли бы внимательнее проанализировать работу точек, открытых еще в советское время. Возможно, многим из них можно было бы “урезать” лишние площади, которые тянут эти точки питания на дно. Но кроме этого нужно давать больше свободы и для предпринимательской инициативы.
Конкуренция лучше визитов любых контролеров заставит владельцев предприятий общественного питания кормить нас вкусно и недорого. Если они не будут относиться к нам, как к “одноразовым” посетителям, тогда и мы с удовольствием будем заказывать не только “одноразовый” чай.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter