Однолинейность лозунгов и многообразие выбора

Мировой опыт построения государств многообразен. Но, пожалуй, никогда суверенитет не доставался в виде подарка ко дню благодарения. Начало минувшего столетия для Беларуси изобиловало накалом страстей и множеством политвариантов развития. В чем суть тех событий? Как происходил выбор? Об этом беседа с доктором исторических наук, ведущим научным сотрудником Института истории Национальной академии наук Беларуси, профессором Николаем СТАШКЕВИЧЕМ.

— Николай Стефанович, двадцатый век стал знаковым для становления белорусской государственности. С чего все начиналось?
— В 1884 году идею белорусской государственности сформулировала народническая группа “Гомон”. Затем появилась первая национальная партия — Белорусская социалистическая громада (БСГ), которая, влившись в общий революционный поток, заявила о необходимости установления в России федеративной демократической республики со свободным самоопределением белорусского и других народов. В начале XX века наряду с БСГ начали зарождаться и либерально-демократические партии белорусской национальной ориентации. Но сложность заключалась в том, что Беларусь, находясь в составе Российской империи, оказалась глубоко инкорпорированной в общеимперскую структуру, что тормозило формирование национально ориентированной элиты.
— Первая мировая война стала катализатором национальных процессов в огромной тогдашней Российской империи. Беларусь также пришла в движение. Появилась надежда создать свое государство. Но имелись ли реальные перспективы сделать это?
— Война изменила всю ситуацию в Центральной Европе. К осени 1915 года после поражения царской армии западная часть Беларуси была оккупирована германскими войсками. Но Беларусь не входила в сферу геополитических интересов мировых держав — белорусский вопрос (в отличие, например, от польского) оставался внутренним делом Российской империи.
— Наиболее полно национальный вопрос встал на Всебелорусском съезде, который прошел в Минске в конце 1917 года. Октябрьская революция победила. Вот-вот должна была закончиться война. Земля была обещана тем, кто на ней работает. Ленин заявил, что советская власть осуществит “немедленное восстановление полной свободы для Финляндии, Украины, Беларуси”. Казалось, мечта совсем рядом...
— Съезд проходил 15—18 декабря. Он был созван по инициативе политических сил, которые находились в оппозиции к Северо-Западному областному комитету  ленинской РСДРП(б). На этом форуме были представлены практически все политтечения — от членов революционно-демократических партий до представителей большевиков и левых эсеров. Социалистические идеи тогда пользовались почти абсолютной поддержкой. По всем коренным проблемам революции у делегатов не возникало бурных споров. Но по национальному вопросу проявились две линии. Одна из них — провозглашение независимой парламентской республики, задачей другой было предоставление Беларуси статуса автономии в границах российской республики. Левая фракция (большевики и левые эсеры) выступила против создания национальной государственности белорусского народа. Разгорелась острая дискуссия. 18 декабря делегаты приступили к обсуждению резолюции. Но они приняли только ее первый пункт — о временной краевой власти. Смысл этого пункта сводился к следующему: “Всебелорусский съезд... обсудив тяжелое положение страны и Беларуси, закрепляя свое право на самоопределение, завоеванное Российской революцией, и утверждая демократический республиканский строй в пределах белорусской земли в целях ограждения целостности Беларуси в составе Российской федеративной демократической республики, постановляет: выделить из своего состава орган краевой власти в лице Всебелорусского Совета крестьянских, солдатских и рабочих депутатов, которому вручает управление Беларусью впредь до созыва Белорусского Учредительного собрания”.
— Именно после этого Совнаркомом Западной области и фронта съезд был распущен.
— Согласно принятому пункту резолюции власть до созыва Учредительного собрания в крае передавалась создаваемому Всебелорусскому Совету. А облисполком Западной области и фронта лишался своих властных полномочий.
— В реализации идеи независимости Беларуси много противоречий. С одной стороны, внутренние идейные столкновения. А с другой — немаловажное значение имел и внешний фактор.
— Белорусская социалистическая громада, которая, по существу, являлась революционно-демократической партией, в условиях гражданской войны (хотя и отступила, по сути, от решения Всебелорусского съезда) попыталась реализовать идею полной национальной независимости белорусского государства на основе парламентской демократии. В феврале 1918 года, после того как были сорваны советско-германские переговоры в Бресте и немецкие войска оккупировали значительную часть белорусской территории, исполком Всебелорусского съезда создал Народный секретариат и Раду, которые в конце марта провозгласили независимость Белорусской Народной Республики.
Но национальное самоопределение как конкретно-исторический процесс предполагает не только провозглашение тех или иных деклараций, какими бы привлекательными и яркими они ни были, но и функционирование реальной системы органов власти: законодательной, исполнительной, судебной. Да, БНР провозглашалась в этнических границах проживания белорусов, однако свою юрисдикцию на этой территории не осуществляла. Рада БНР и Народный секретариат не были признаны в качестве власти даже германской оккупационной администрацией. Тем более не было признания правительств ведущих стран мира — Англии, Франции, США и других. He было армии, отсутствовала финансовая система. Но даже не это главное, а то, что большинство белорусского народа эту власть не легитимизировало.
Представители Рады БНР имели урезанные полномочия  при германской оккупационной администрации и занимались главным образом  решением задач в культурно-образовательной сфере. Функционировали школы, гимназии, учительская семинария, Минский учительский институт, различные культурно-просветительские учреждения. Выходили газеты на белорусском языке. Действовали Белорусский клуб с театром, белорусская библиотека и книжный магазин. Кое-что было сделано для развития местной промышленности и торговли. Но Рада не располагала необходимыми силами, чтобы утвердить свою власть.
— Тем более что кризис был и в самом руководстве БНР.
— Лидеры Белорусской социалистической громады пытались использовать все факторы для закрепления независимости БНР. В итоге они пошли на сближение с правыми силами, которые выступали против национализации земли и были сторонниками белорусско-германского союза. Именно под их влиянием Рада отправила на имя кайзера Вильгельма телеграмму. В ней говорилось, что свою будущность Беларусь видит “только под покровительством германской державы”. Это привело к расколу БСГ и Народного секретариата. Минское городское земское собрание приняло резолюцию о необходимости созыва II Всебелорусского съезда, ядром которого должны были стать земско-городские группы. Эсеры, меньшевики, бундовцы также стали отмежевываться от правого крыла Рады. Так начался внутренний политический кризис.
— Война привела к перекройке карты Европы и зарождению двухсистемного мира. Могла ли в тех условиях появиться независимая Беларусь? Теоретики коммунизма заявляли, что государства вообще скоро отомрут. Это объясняет и тактику Ленина, который при необходимости легко шел на территориальные уступки “обреченным капиталистам”. Зачем границы, если завтра мировая революция! Но и “старая Европа” была озабочена не самоопределением народов, а созданием санитарного кордона от “большевистского вируса”. Так была воскрешена некогда поделенная Речь Посполитая. В последующем Польше отдали часть белорусской и украинской территории.
— Осенью 1918-го, когда в Германии вспыхнула революция и война подходила к логическому концу, Рада БНР стала искать поддержку у руководства Польши. В декабре Минск был  занят Красной армией. Правительство БНР переехало в Вильню. После провозглашения 1 января Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР) лидеры БНР активизировали переговоры с польским правительством о признании независимости БНР. Но Польша в этом им отказала. Другая же часть расколовшейся Белорусской социалистической громады начала вооруженную борьбу против польских интервентов. В декабре 1919-го Рада БНР распалась на Наивысшую Раду, которая продолжала переговоры с польским правительством, и Народную Раду (искала контакты с Советской Россией). Однако из-за продолжавшейся польско-советской войны 1919—1920 годов эти усилия не принесли положительных результатов. По Рижскому мирному договору 1921 года независимым белорусским государством была признана БССР (в ее состав входило 6 уездов Минской губернии), а Западная Беларусь была включена в состав Польши.
— История БНР в разные периоды освещалась по-разному. С провозглашением в конце прошлого века независимой Беларуси теме БНР  было посвящено множество научных исследований. Какой, на ваш взгляд, главный урок событий 90-летней давности?
— Многие и поныне считают, что революция 1917 года предопределила лишь один путь национально-государственного строительства в Беларуси, который привел к появлению БССР. При таком подходе отрицаются возможности появления других форм государственного устройства. Эти суждения упрощают и, естественно, не позволяют всесторонне осмыслить процесс становления белорусской государственности в двадцатом столетии. Были ли альтернативные пути? Да, как всегда были. Но правда и в том, что неблагоприятные внешнеполитические и внутренние обстоятельства, изолированность от народа самих лидеров БСГ, проводивших идею создания БНР, — это главные причины, по которым БНР так и не смогла стать независимым, суверенным государством. Это было признано, в частности, и на Второй Всебелорусской конференции в октябре 1925 года в Берлине, в работе которой участвовали представители всех течений белорусской политической эмиграции. Большинство участников форума признали Минск единственным центром политического и культурного возрождения Беларуси. Лишь незначительная часть представителей, не согласившись с решениями конференции, продолжила свою деятельность в эмиграции.
БССР представляет собой целую уникальную эпоху в истории становления новой Беларуси. Этот первый опыт имел огромное значение для национального развития и самоутверждения. Белорусская ССР постепенно собрала основную часть этнической территории и выполнила государственно-политическую и культурную роль объединения нации.
И именно БССР стала той основой, на которой в начале 90-х годов прошлого века образовалась независимая Республика Беларусь.
История есть история. Ее нужно видеть в пространстве и объеме, признавая просчеты и отмечая успехи. Только такой взгляд позволяет не только помнить историю, но и понимать ее, извлекать из нее уроки.

Национальный вопрос — сфера особо тонких материй. И уже поэтому он предполагает вдумчивый и рассудительный подход, исключающий однолинейность лозунгов. Историю невозможно переписать, ее невозможно повторить, словно перенести старинное эпическое полотно на холст современности, затушевывая одни элементы и придавая гиперболические формы другим. История — это картина, которую можно и нужно смотреть в тиши залы, чтобы попытаться уловить суть происходившего, понять явные и скрытые пружины самых драматических коллизий.
События минувшего не имеют однозначных оценок, потому что различные времена по-разному высвечивают определенные даты. Именно поэтому древние говорили, что истина рождается в споре. Но в споре, освобожденном от идеологического давления, с какой бы стороны оно ни шло. История — это хирургический срез того, что было. Но как полученные знания можно применить в дне настоящем, как они ложатся на нынешнюю матрицу — это уже из сферы геополитики. И это тоже нужно видеть, потому что в этом сокрыто объяснение многих явлений. Именно через видение сегодняшнего мира зачастую и формируется отношение к прошлому.
Белорусская государственность — это не нечто оторванное от времени и существующее в пустоте, где в чистом виде ведется поиск оптимального варианта развития. Движение к построению “независимого дома” — дорога не одного дня. В истории есть ответы на многие вопросы. Ее знание позволяет увидеть события в развитии. И в этом страховка от ошибок.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter