Одно окно без всяких «но»

Хуторов–фантомов и деревень–призраков, существующих только на бумаге, у нас сотни...

Их адрес — не дом, не улица, а поле, болото, луг. Хуторов–фантомов и деревень–призраков, существующих только на бумаге, у нас сотни. Здесь давно не живут люди, проезжают мимо почтальоны, а таблички, указывающие на некогда населенный пункт, лежат на свалках, а то и в придорожных кустах. Деревни мертвые, хутора нежилые, но адрес у них по–прежнему есть, он даже присутствует во всевозможных отчетностях и справочниках. Географический парадокс! И не только. О феномене подобных мертвых «душ» на карте страны мы уже писали («Видзовская галактика», «СБ» от 25.07 с.г.). Оказалось, что это лишь один из проблемных элементов сложного паззла под названием адресная система. Из–за разнобоев и неразберихи в ней порой возникают серьезные проблемы у инвесторов, налоговиков, спасателей и милиционеров. Задыхаются, бегая по инстанциям, дачники. А кто–то и вовсе вынужден отстаивать права, добиваясь, чтобы в паспорте убрали постыдную отметку «железнодорожная будка»...


Строго по пунктам


У хутора Колония в Браславском районе типичная история. Дом сгорел, хозяйка в Латвии, но списать населенный пункт в расход и избавиться от адреса невозможно, пока у земельного участка есть хозяин. В Браславском районе таких проблемных точек особенно много. Представители местных органов власти вынуждены уподобляться следователям — искать наследников, вести переписку, порой названивать в соседние страны. Работа длительная и неблагодарная.


— В декабре будем подавать на сессию райсовета депутатов предложение списать Кисловщину, — у председателя Ахремовецкого сельисполкома Светланы Богородь большой опыт работы с «мертвыми душами». — От деревни остался погреб, нашли его владельца, тот дал «добро». Но это, скорее, счастливый случай. А ведь нежилые деревни тянут за собой стандарты, социальные показатели. Я вот думаю: а если пойти по другому пути? Есть у нас, к примеру, две деревни — большая и маленькая, в которой один дом. Почему бы не изменить границы первой, не сделать из двух населенных пунктов один?


Путь, который предложила Светлана Андреевна, вовсе не откровение, а назревшая необходимость. Некоторые территориальные единицы давно пора подвергнуть оптимизации. Так же, как и их адреса. В этом убедились сотрудники Национального кадастрового агентства, некоторое время назад приступившие к выполнению масштабной задачи — созданию единого реестра адресов. Из–за отсутствия такого ресурса все организации, министерства и ведомства работали со своей адресной системой. Нестыковки возникали у налоговой, МВД, МЧС. И вот теперь появился шанс, что неразберихи станет меньше. Первая часть реестра — по Минску — будет готова уже в декабре.


Адресные парадоксы


У шведских аналитиков–консультантов, приехавших в Минск, как–то спросили: как присвоить адрес домику лесника? Шведы крепко задумались. Интересовались, есть ли неподалеку от этого дома тропинка, хотя бы коровья тропа, чтобы «привязать» адрес к ней... Путного совета в итоге так и не дали, потому что объект недвижимости, находящийся вне населенного пункта, для них нечто нелогичное. У нас это сплошь и рядом.


— Отдельная проблема в том, что вне населенных пунктов располагается много жилых домов, — обозначает болевые точки адресной системы ведущий программист Национального кадастрового агентства, руководитель проекта «Реестр адресов» Анна Повилан. — В свое время возле заводов, фабрик активно выделялись участки под строительство. Люди обживались, но никто почему–то не думал, что на этой территории надо создать населенный пункт. Один из примеров — Минская овощная фабрика. В паспортах жильцов так и писали: Минская овощная фабрика. В Молодечно несколько лет назад и вовсе разгорелся скандал. Людей прописывали в... железнодорожных будках. Пока не возмутился молодой человек, у которого родился ребенок, безобразие продолжалось. Пусть это жилое помещение барачного типа, но и у него должен быть номер.


Похожая ситуация с загородными домами. У нас официально отсутствует такая категория, как «дачный поселок». А ведь многие люди, оставив детям городские квартиры, живут в коттеджах постоянно. И мучаются с адресацией, особенно если нужно решить какой–либо вопрос с недвижимостью. Потому что дача — не населенный пункт. Как вариант можно обратиться в местный орган власти, который инициирует создание на территории садового товарищества сельского населенного пункта. На практике сельисполкомы не стремятся заниматься бумажной возней. Другое дело, если бы категория «дачный поселок» все же была узаконена...


А вот наши многочисленные санатории, дома отдыха, пионерские лагеря, также не являющиеся населенными пунктами, называют себя «сельской местностью». Хотя во многих из них развитая инфраструктура, при санаториях постоянно проживает обслуживающий персонал. Почему бы местным властям не создать там курортные поселки? Тем более что категория «курортный поселок» закреплена законодательно. Тогда и адресовать эти объекты станет гораздо проще, и у налоговой инспекции, возможно, проснется свой интерес.


В нормализации адресной ситуации заинтересованы и инвесторы. Типичный пример: когда–то всем объектам на территории заводов и фабрик присваивали адрес административного здания. Строений могло быть хоть 500, хоть 1.000, а адрес один. Последствия тех непродуманных решений аукнулись сейчас. Инвестор, желая выкупить, скажем, литейный цех, сталкивается с большими проблемами. Какой присвоить адрес? Ведь получается, что у двух разных собственников — одна «прописка». Не исключено, что ушлые умельцы могут попытаться воспользоваться неразберихой в своих целях...


За кодом код


Один из важных компонентов в структуре адреса — геокод. Говоря простым языком, это привязка адреса к местности. По идее, «закодирована» должна быть вся страна. Щелкнул на электронной карте по любому объекту — получил его характеристику, и наоборот. На деле же это маловероятно, ведь для большей территории страны цифровые карты отсутствуют. А «набить» геокоды для всех адресов без посторонней помощи в Национальном кадастровом агентстве вряд ли смогут: слишком много адресов (в следующем году нужно закодировать 30 миллионов!), слишком мало рабочих рук. Здесь бы пригодилась помощь местных органов власти, которые смогли бы мобилизовать школьников и студентов. Но рассчитывать на нее не приходится: нет заинтересованности. Полезная и своевременная инициатива — наконец–то привести адреса страны к общему знаменателю — может так и остаться амбициозным проектом...


И сделать это — без промедления и современно можно лишь используя единое окно. Иначе тупой бюрократизм будет и далее править бал.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter