«Одно окно» бережет время. И нервы

Несколько месяцев назад мне пришлось стать клиентом одной из гродненских нотариальных контор...

Несколько месяцев назад мне пришлось стать клиентом одной из гродненских нотариальных контор. Документы требовали срочного оформления, а дела не позволяли потратить время на хождение по инстанциям для получения нужных справок, которых требовалось немало.

Выход подсказала нотариус: 

— Вы воспользуетесь принципом “одного окна” или соберете необходимые документы сами? 

Вскоре мне позвонили: 

— Документы собраны. Можете приходить для заключения договора. 

Поделившись своими впечатлениями о новой форме организации работы нотариальной службы с заместителем начальника управления юстиции Гродненского облисполкома Еленой Юргель, я узнала, что стала одной из семи с лишним тысяч жителей региона, которые в течение десяти месяцев этого года переложили часть забот по оформлению необходимых документов на плечи работников государственного и частного нотариата, получив услуги по принципу “одного окна”. В связи с этим нотариусами сделано 15 тысяч запросов в различные органы и организации, выдано 5 тысяч свидетельств о праве на наследство и совершено 1500 иных нотариальных действий. 

— С введением принципа “одного окна” работа нотариальных контор во многом перестроилась, — говорит Елена Ивановна. – Люди охотно начали поручать нотариусам сбор документов, за которыми раньше каждому клиенту нужно было ходить самостоятельно. Иногда и не по одному разу, потому что в бумагах случаются неточности, ошибки, их приходится исправлять. Это хлопотное дело сегодня берут на себя работники нотариальных контор, причем совершенно бесплатно для клиента. И, кстати, эффект получается обоюдным: имея дело напрямую со специалистами, во многих инстанциях к оформлению бумаг стали подходить более ответственно. Особенно часто в “одно окно” люди обращаются при оформлении наследственных прав. Каждый, кто с этим сталкивался, знает, насколько это процесс трудоемкий и сложный. По новому же принципу человеку достаточно подать соответствующее заявление в нотариальную контору. 

Пока запросы в нужные инстанции нотариат отправляет в письменном виде и точно так же получает требуемые документы. Конечно же, на доставку почтовых отправлений уходит определенное время: предельный срок составляет две недели. Но уже в ближайшем будущем с рядом организаций планируется наладить электронную связь. И тогда, к примеру, выписки из регистрационных книг БТИ о регистрации недвижимого имущества будут приходить нотариусам по электронной почте. 

Это станет новым шагом в оптимизации работы системы “одного окна” в дополнение к тем, что уже сделаны и приносят конкретные результаты. 

— На первых порах сказывалась разобщенность действий различных ведомств, — продолжает Елена Юргель. — Например, в вопросах отчуждения квартир и домов, в которых проживают несовершеннолетние дети. Для их продажи требуется согласие районных исполкомов. Заседания же, на которых рассматриваются такие вопросы, в местных органах власти проходят обычно дважды в месяц, и это затягивало сроки оформления документов. Сейчас все наладилось. Кардинальное же решение этой проблемы видится в создании в соответствующих отделах исполкомов информационной базы данных, что позволит в кратчайшие сроки получить сведения о том, насколько законно отчуждение того или иного жилья, где проживают дети. 

Кроме того, внедрение принципа “одного окна” послужило толчком к другим новшествам в организации работы нотариальной службы, благодаря которым она все больше поворачивается лицом к человеку.  Поскольку главной целью новой системы было стремление сэкономить время клиентов, то перед конторами была поставлена задача максимально сократить очереди, предоставить человеку хотя бы первую, простейшую информацию в течение пятнадцати-двадцати минут. Для этого во многих конторах уже налажена предварительная запись на прием, работают дежурные нотариусы. И если случается так, что у двери создается очередь, они выходят к посетителям, предлагая возможные варианты. 

Еще одна новинка, уже получившая одобрение сельчан, — организация выездных приемов граждан работниками нотариальных служб в агрогородках. Правда, с организацией выездов порой возникают и проблемы: как заметили в управлении юстиции, случается, добираться до места нотариусам приходится самостоятельно, хотя для этих целей предусмотрено выделение транспорта исполкомами. 

Принцип “одного окна” стал внедряться в действие чуть более года назад, после выхода Указа Президента Республики Беларусь “О некоторых мерах по упрощению порядка совершения нотариальных действий”. За этот срок его проверили, что называется, на себе десятки тысяч людей, обратившихся в различные структуры, в том числе и в нотариальную службу. Конечно, не все идет без сучка без задоринки, ряд подобных фактов выявила недавняя проверка работы в режиме “одного окна” органами государственного контроля. Как сообщили в управлении юстиции, работа контор скорректирована в соответствии с требованиями. 

— Контроль за деятельностью нотариальных служб в соответствии с принципом “одного окна” ведется и управлением юстиции, — отмечает Елена Юргель. – В прошлом году составлен десяток протоколов о нарушениях, виновные в них привлечены к административной ответственности, недостатки исправлены. В нынешнем году таких нарушений выявлено только три, меры по их исправлению приняты. Работа в соответствии с новыми требованиями остается одним из приоритетов деятельности нотариальной службы Гродненщины, мы постоянно держим ее на контроле и убеждены, что “одним окном” с течением времени будет пользоваться все большее количество людей. Система оправдала себя. И это отмечают не только клиенты, но и сами работники нотариата. Ведь они, прежде всего, заинтересованы в том, чтобы люди получали качественные услуги, решали свои проблемы без проволочек и оставляли в книгах замечаний и предложений только благодарственные записи. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter