«Одними перевозками сыт не будешь»

Директор Солигорского автопарка № 1 Виктор Алешко рассказывает о том, как его предприятию удается зарабатывать при убыточности пассажироперевозокНарекания транспортников уже стали привычным делом: в один голос они твердят, что иметь дело с пассажирами невыгодно. Затраты на их перевозку целиком не покрываются даже с отменой льготного проезда. Факт, конечно, невеселый, однако с этим приходится мириться -- нельзя же людей оставить без транспорта. Тем более вряд ли сегодня у кого-то повернется язык сказать, что пассажиры мало платят за проезд.Что делать в такой ситуации? Неужели транспортники обречены на убытки? Не совсем так. Свет клином на пассажироперевозках не сошелся. Конечно, они будут главным направлением в деятельности любого государственного автопарка, однако необязательно единственным. Грамотный руководитель при наличии деловой хватки и опыта найдет еще десятки возможностей заработать. Да и пассажироперевозки при толковом подходе не выглядят такими уж безнадежными. Обо всем этом рассказывает директор Солигорского автобусного парка № 1 Виктор АЛЕШКО. Его предприятие считается одним из лучших в своей отрасли, за что в прошлом году было занесено на республиканскую Доску почета.

Работа без убытков -- это не утопия
 -- Перевозка пассажиров, особенно автобусным транспортом, во всем мире является убыточным делом. Чтобы компенсировать убытки, государство выделяет транспортникам дотации. В нашей отрасли предприятие хорошо работает, если самоокупаемость пассажироперевозок выходит на уровень 75 процентов. В прошлом году мы на 0,1 процента перекрыли этот показатель.
Можно ли сделать пассажироперевозку рентабельной? Мне кажется, это не утопия. В Беларуси с 16 декабря отменили льготы на проезд. Да, в районе пока наблюдается снижение пассажиропотока. Однако горожане как ездили, так и ездят, и наши доходы в Солигорске заметно выросли. Впрочем, на пригороде тоже сильно не упали. Думаю, с наступлением весны, когда пассажиропоток традиционно возрастает, ситуация изменится. И если люди будут добросовестно оплачивать проезд -- а мы установим за этим жесткий контроль, -- убытки и впрямь могут остаться в прошлом.
После отмены льгот звонки не прекращались. Однако я, как транспортник со стажем, давно отменил бы льготы на проезд. Ведь никому в магазинах не продавали колбасу с 50-процентной скидкой…
В борьбе с безбилетниками
 -- Раньше у нас было двенадцать ревизоров, которые осуществляли контроль на пригороде и межгороде, а также на городском транспорте. Предчувствуя рост числа безбилетников после отмены льгот, мы набрали еще шестнадцать контролеров, которые работают только в городе. Что это дало? Теперь мы проверяем не 11 процентов рейсов, как раньше, а 28. Это уже принесло нам 30 миллионов дополнительных доходов, несмотря даже на то, что каждому контролеру мы платим зарплату.
К сожалению, культура пассажиров зачастую оставляет желать лучшего -- они часто не пробивают талоны, ругаются с контролерами. Поэтому раз три-четыре в неделю мы делаем рейды с милицией.
Выступая по местному телевидению, не раз призывал пассажиров покупать билеты у водителей, особенно на пригородных рейсах. Ведь по билетам мы изучаем пассажиропоток. Чем меньше водитель продает билетов, тем ниже, мы так полагаем, популярность маршрута. Это может привести к тому, что непопулярный рейс будет обслуживать автобус меньшей вместительности.
Конкурируя с частниками
-- Наше основное междугородное направление -- это Минск. Здесь имеются определенные проблемы. В последнее время активизировались частные перевозчики. Они рекламируют себя, каждую пятую поездку делают бесплатной. Правда, лично я никогда бы не поехал с частником. Неизвестно, прошел ли он медосмотр, в каком состоянии находится его транспортное средство. Мы страхуем пассажиров. Перед выходом на маршрут врач осматривает каждого водителя. На междугородные перевозки допускаются только те шоферы, которые отработали в парке больше трех лет…
Нам трудно конкурировать с частниками, но мы стараемся. Еще недавно мы перевозили пассажиров на устаревших автобусах «Икарус» и «ЛАЗ». Однако с приходом на должность начальника объединения РУП «Миноблавтотранс» Виктора Русака, очень энергичного руководителя, мы получили в 2007 году 48 новых автобусов различных марок. Теперь люди и не вспомнят, что такое «Икарус» и «ЛАЗ» по маршруту Солигорск--Минск. Новые автобусы вмещают до 22 пассажиров, они более комфортабельные и скоростные, чем их предшественники. Большая часть рейсов на столицу -- экспрессные. Это позволило сократить время пути на сорок минут. Обновляем мы и городской транспорт. В 2006 году получили 16 городских автобусов, в 2007-м -- 18. Через пару лет «Икарусов» на улицах Солигорска не останется, как не осталось уже «ЛАЗов».
Так зарабатываются миллионы
 -- Одними перевозками сыт не будешь, надо постоянно развиваться и реагировать на вызовы времени. Сегодня в автошколах огромные очереди. В апреле мы решили открыть собственную автошколу и уже заключили контракт на закупку для нее пяти автомобилей.
В Солигорске стремительно увеличивается число машин, особенно иномарок, которым необходим ремонт и уход. Наш автопарк приобрел новое шиномонтажное оборудование для своей станции техобслуживания  и специальную сварку, которая позволяет работать с дюралем. А совсем недавно открыли новую автомойку.
Станция диагностики в прошлом году принесла нам 250 миллионов рублей дохода, в этом году даст минимум 300. Платная стоянка -- это еще 100 миллионов. Так понемногу и собирается. В 2007 году мы получили 670 миллионов рублей дохода (из них чистая прибыль -- 300 миллионов), в этом намерены покорить миллиард.
Еще одно перспективное направление -- туризм. Людей, которые хотят и могут посмотреть мир, в Солигорске с каждым годом все больше. У нас есть один туристический автобус «МАЗ-251» (стандарт Евро-3), но этого мало. Мы хотим купить еще один «МАЗ» и два автобуса «Ивеко». Собираемся не только возить наших туристов в Европу. У нас существует предварительная договоренность о сотрудничестве с немецкими партнерами. Они будут привозить европейских туристов в Беларусь, а мы -- переправлять их дальше: в Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Одессу. Автобусы приобретем в кредит, но, не сомневаюсь, этот проект окупит себя.

Цифры

В январе 2007 года Солигорскому автопарку № 1 исполнилось 40 лет.
Автопарк обслуживает 36 пригородных маршрутов, 34 городских и 6 междугородных.
Пассажиров обслуживают 301 водитель и 198 автобусов.
Средняя зарплата водителя автопарка -- более 800 тысяч рублей.
Чистая прибыль предприятия в прошлом году составила 300 миллионов рублей.
В сутки автобусы автопарка совершают более 1200 рейсов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter