Одни бьют тревогу, когда закрывается клуб на селе, другие безразличны, что он есть

Одни хотят, другим неинтересно

Недавно в Одноклассниках случайно увидела группу деревни Княжицы Верхнедвинского района со всеми ее культурными новостями. Таких групп сейчас много, только есть, на мой взгляд, большое отличие. Еще некоторое время назад деревню можно было назвать неперспективной. А сегодня сельчане толокой возрождают село. Отремонтировали дорогу, покрасили заборы, выкосили сорняки, навели порядок на кладбище… Кстати, к ним подключились сельсовет и руководство хозяйства. 


И представьте себе — практически за свои деньги сельчане восстановили запущенное здание-развалюху бывшего клуба. Даже окна сами установили, зато сейчас дружно праздники справляют. Возможно, где-то еще есть похожий пример, не слышала. 

Пока просматривала фотографии группы и знакомилась с историей деревни, которая, кстати, в годы войны была полностью сожжена карателями, все время вспоминала свои командировки в разные районы Беларуси. Там часто слышала: вот закрыли в нашей деревне клуб, некуда даже пойти. Когда-то читала, как одним махом «приказали долго жить» пять сельских клубов в Ганцевичском районе. Как и о том, что сеть организаций культуры за один год сократилась на 36 единиц в одной из областей. А причина указана везде одинаковая: деревни малонаселенные, живут почти одни пенсионеры, так что нерентабельно держать культ-работника. В Пружанском районе ездила с автоклубом по таким селам, где самодеятельные артисты выступали перед местными жителями, а те от души радовались, как будто на концерт группы «Золотое кольцо» попали. 

Могу понять, им скучно, хочется праздника. Другого только никак не понимаю. Когда праздник есть, но вот далеко не каждому он интересен и нужен. Я сейчас о тех деревнях, да и агрогородках тоже, где народ в клубы и дома культуры нужно фанфарами зазывать, и то не факт, что отзовутся. Об этом слышала и в том же Пружанском районе, в Барановичском, Слонимском, Березинском, Червенском, Кобринском… При этом сами культработники, как говорится, из кожи вон лезут, чтобы свет в их очаге горел как можно дольше. На вопрос об активности людей часто слышу в ответ: «Приходят, но мало. Сложно людей расшевелить и из дома вытянуть». 

Что это — равнодушие, лень, инертность? Разговаривала и с деревенскими жителями, интересовалась их позицией. Ссылаются, что работы по хозяйству много, некогда отдыхать. Но насколько я помню, так как сама родилась и выросла не в городе, работу никто и никогда не отменял. И, возможно, раньше ее было еще больше, когда каждый хозяин минимум по одной корове держал, плюс свиньи, овцы, гуси… И колхозники успевали на полях и фермах «напахаться», а вечером и по выходным в клуб на танцы и концерты ходили. Там и хор создавали, и оркестр, и театр самодеятельный. Кто кого заставлял? Это что-то внутри сидело, что-то такое небезразличное. 

Конечно, речь не о малых деревнях, да там и клубов-то нет. Но вот агрогородки… Их, оказывается, в последние годы тоже непросто окультурить. А потом бывает поздно горевать об утраченном и упущенном. Палка о двух концах получается, не знаешь, кому сочувствовать и кого слушать. То ли жителей агрогородка Костени на Слонимщине, которые сетовали на то, что клуб постоянно закрыт и скоро от старости развалится, то ли сельских культработников, которые делают все, чтобы сельчанам веселее жилось. 

chasovitina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter