больше всего детей погибают от несчастных случаев

Одни дома

Больше всего ребятишек (58 процентов) погибают от внешних причин...

В деревне Минойты Лидского района родители ушли на праздник Купалье, оставив спящую четырехлетнюю дочь одну. Девочка проснулась, вышла на балкон, перегнулась через перила и, не удержавшись, полетела вниз с 4–го этажа. По счастливой случайности все обошлось... В деревне Красный Берег Жлобинского района мать уложила четырехлетнего сына спать, а сама отправилась в лес за грибами. Когда возвращалась, увидела из окна дым. Сосед помог отыскать в горевшем доме ребенка и вынести. Однако спасти малыша не удалось... В Слониме с ограждения балкона квартиры на 3–м этаже спасатели сняли пятилетнюю девочку. Ее плач услышала прохожая, она и вызвала службу спасения. Никого из взрослых в этот момент дома не оказалось... Все это случаи нынешнего года. Подобных историй с детьми, оставленными без присмотра, ежегодно в стране случается десятки. Попадают в поле зрения, как правило, только вопиющие. Проза жизни: больше всего ребятишек (58 процентов) погибают от внешних причин. Каждый пятый — в возрасте 1 — 4 лет. Малыши тонут, падают с высоты, гибнут на пожарах, от отравления, травм. Заболевания в структуре детской смертности за последние годы уступили первенство именно несчастным случаям. И здесь мы уже почти десять лет из 47 европейских стран упорно удерживаем пятую позицию. На что пенять: на злой рок или на беспечность родителей?


«Его уже много раз оставляли...»


С точки зрения здравого смысла эти истории не поддаются никакому объяснению. В них зачастую попадают семьи, к которым до сих пор вопросов по воспитанию детей не возникало. Несколько лет назад в Гродно спасатели снимали с подоконника на 5–м этаже трехлетнюю малышку, которая сидела, свесив ноги. Мама, воспитатель дошкольного центра развития ребенка, была в костеле, где, как ни курьезно это звучит, слушала проповедь о надлежащем присмотре за детьми. Там же в прошлом году пришлось спасать второклассника, который повис на балконе третьего этажа, держась за кронштейн спутниковой антенны. Мама была на работе, а сын в школу не пошел, потому что... никто не разбудил. Не смог открыть входную дверь, вот и решил спуститься через балкон.


Вина родителей несомненна. Но мамы и папы порой ее даже не осознают, мол, «его уже много раз оставляли, как такое могло произойти?!» Помощник начальника Минского городского управления МЧС Виталий Дембовский вспоминает, как недавно в Минске четырехлетняя девочка полезла на карниз вслед за котом и едва не упала с 4–го этажа. Спасли ее двое мужчин этажом выше, которые на крики прохожих выглянули в окно и еще до прибытия сотрудников МЧС втянули малышку к себе в квартиру. Когда спасатели вызвали маму, она то ли от шока, то ли от растерянности начала спрашивать, упал ли кот. Разговоры об ответственности за дочь ее явно раздражали: дескать, не читайте нотации, я уже так полтора года на работу хожу... Что ж теперь — не ходить?


В этом году на пожарах погибли 15 детей. В основном — дошкольного возраста. Из них 10 находились в момент происшествия одни. Минздрав, МВД и МЧС уже не раз выступали с предложениями об ужесточении родительской ответственности за оставление малолетних без присмотра. Но... Что и как вменить папаше, который выпивал во дворе с друзьями, пока его четырехлетние двойняшки поджигали квартиру? Благо жили на первом этаже — успел через балкон их вытащить. Детей госпитализировали с отравлением угарным газом. А горе–отец даже не смог ничего пояснить, так как находился в алкогольном опьянении и шоковом состоянии.


Мера ответственности


В США «нарушение родительских обязанностей, повлекшее тяжкие последствия», — это состав преступления. И у нас в Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невыполнение обязанностей по воспитанию детей. Родителей накажут, если ребенок вследствие недосмотра совершил что–то противоправное. Но если он сам пострадал, тут не принято осуждать папу с мамой — считается, что они и без того наказаны. Можно, конечно, по примеру западных стран ввести возрастные рамки. Но что взять за отправную точку? В некоторых штатах Америки и большинстве провинций Канады родителям запрещено оставлять детей до 10 лет, а старше — не более чем на 2 часа. В Швеции и Италии планка — до 12 лет, в Финляндии — до 10, в Израиле — до 9, Польше — до 7 лет. Причем возраст — понятие условное. Например, в Буда–Кошелевском районе в октябре сгорел 12–летний мальчик, растапливая отопительный котел легко воспламеняющейся жидкостью. Папа на работе, а мама на торжественном концерте в Гомеле, посвященном Дню матери...


С другой стороны, установим мы свою возрастную планку, а по силам ли семьям ей следовать? Если третьеклассник учится в школе во вторую смену, понятно, что с утра коротать время ему придется одному. И где гарантия, что ничего не произойдет? В Хойникском районе мама пошла провожать двоих детей на школьный автобус, оставив дома восьмилетнего сына, инвалида ДЦП, и его двухлетнего брата. Вернулась буквально через 20 минут, а дом уже объят пламенем, дети выбраться не смогли. Как это можно было предотвратить?


А если несчастье происходит буквально под носом? В Барановичах в прошлом году сотрудник МЧС Виталий Переход случайно заметил в открытом окне второго этажа двухлетнего ребенка, который повис на подоконнике. К счастью, реакция не подвела: успел подбежать и поймать. Тем временем бабушка в соседней комнате утюжила белье, а старший брат смотрел телевизор. В Минске как–то спасали 74–летнюю старушку, которая едва не угорела в собственной кровати. Стали разбираться — выяснилась интересная подробность: в тот день она приглядывала за пятилетним внуком. Видимо, задремала. А мальчишка, устроив пожар прямо на кровати, бабушку не решился будить, выбежал из квартиры и спрятался. Еще Виктор Гюго подметил: чтобы изменить человека, нужно начинать с его бабушки...


По образу и подобию


Виталий Новицкий, помощник министра по ЧС, отмечает, что количество пожаров из–за детских шалостей год от года почти не меняется: за 10 месяцев этого года — 143, за такой же период в предыдущем — 153. В общей статистике (почти 5 тысяч пожаров!) вроде небольшая цифра. Но это же дети, которые в пиковой ситуации не знают, что и делать... Вот в Лоевском районе, уложив малышей спать, многодетная мама взяла младшую годовалую дочку и пошла к родителям, которые живут по соседству, варить кашу. Через полчаса соседка увидела, что из окон валит дым. Трехлетнего мальчика спасатели привели в чувство, а его двухлетняя сестра погибла. Виталий Новицкий показывает снимки с места трагедии, причина которой опять же — детская шалость. Закопчены стены и потолок, прожжен диван...


— На пожарах гибнут не от огня, а от отравления продуктами горения, — констатирует Новицкий. — Если лет 30 назад человек мог находиться в комнате, где разгорается пожар, 16 — 17 минут и не умереть, то теперь время на спасение сократилось до 8 — 12 минут. И все из–за использования синтетических материалов. Достаточно загореться одной занавеске или коврику — и концентрация токсических веществ в воздухе уже опасна для жизни. Да и количество источников опасности за эти годы сильно выросло: дома стали выше, электроприборов — больше, а уровень ответственности родителей — ниже. Очень часто детей находят возле закрытой входной двери. Ребенок мог бы выбраться, но взрослые ему даже шансов не оставили...


Конечно, можно законодательно поставить родителей в жесткие рамки, заставив думать на два шага вперед. Но ответственность не пропишешь в голове, считает психолог, директор Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей Андрей Туровец, воспитание детей нужно начинать с воспитания родителей:


— Когда к нам на курсы приходят молодые семьи, для них становится открытием, что родители программируют жизненный сценарий ребенка еще до 3 лет. Детский мозг — своего рода сканер. В системе нейронных связей, как в матрице, прописывается рискованное поведение взрослых, которые прыгают в речку с обрыва, перебегают дорогу на красный, курят, сидя на подоконнике... Как правило, к 5 — 6 годам у ребенка уже сформирован взгляд на то, как надо поступать в тех или иных ситуациях.


Вот и объяснение, почему в одной семье ребенок будет самостоятельным уже в 7 лет, а в другой останется горьким дитем и в 12. Проблема в «образе взрослого». Если родители бдительны, то и ребенка заинструктируют до слез: что где нельзя и почему. А кто сам отмахивается: «Авось пронесет, я уже так сотни раз делал», тот и запускает в семье «закон беспечности». Как говорится, тревожьтесь не о том, что дети вас никогда не слушают, а о том, что они всегда за вами наблюдают.


Цифры «СБ»


Согласно данным исследования Белстата, у нас 4 процента детей в возрасте до 5 лет оставались дома без надлежащего присмотра. Среди малышей до 2 лет были предоставлены сами себе 2,6 процента, а среди тех, кому от 2 до 5, — каждый двадцатый. Причем сельские жители чаще, чем городские, оставляют детей дома (5,7 процента против 3,4).


Советская Белоруссия №228 (24365). Среда, 4 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter