Одна задача на двоих

В КОНЦЕ минувшего года эти ведомства провели традиционную совместную коллегию, на которой речь шла о повышении качества и надежности производимой сельскохозяйственной техники и обеспечении ее сервисного обслуживания с учетом результатов минувшей уборочной кампании.

Минсельхозпрод и Минпром сверили качество работы сельскохозяйственной техники и ее сервисное обслуживание

В КОНЦЕ минувшего года эти ведомства провели традиционную совместную коллегию, на которой речь шла о повышении качества и надежности производимой сельскохозяйственной техники и обеспечении ее сервисного обслуживания с учетом результатов минувшей уборочной кампании.

Повестка дня говорит сама за себя — потребители хотели бы получать высоконадежные машины и оборудование. Они являются заказчиками в лице главного аграрного ведомства страны и вправе диктовать производителям свои условия. При этом некоторые их пожелания и замечания представители сельхозпредприятий высказывали Минпрому уже не раз. В частности, в декабре 2010 года и дважды в минувшем — феврале и декабре. Однако предприятия-изготовители так и не вняли отдельным просьбам заказчиков и партнеров. За каждым из приводимых на совместной коллегии примеров — сверхнормативные простои техники, оборудования, недовольство механизаторов, специалистов, руководителей сельхозпредприятий и обслуживающих организаций. Достаточно сказать, что «Гомсельмаш», минские тракторный и автомобильный заводы, «Бобруйскагромаш» и «Лидсельмаш», а также Брестский электромеханический завод и «Амкодор» так и не предоставили организациям «Белагросервиса» электронные версии каталогов на запасные части изготавливаемой сельскохозяйственной техники для оформления заявок на их поставку. Хотя сделать это предприятия обязывал один из пунктов постановления совместной предыдущей коллегии. Поэтому на этот раз его пришлось опять продублировать.

Отечественный флагман тракторостроения не смог обеспечить технические и дилерские центры, а также специализированные ремонтные организации системы «Белагросервиса» необходимой ремонтной документацией по восстановлению двигателя «Дойц». Подобные упущения оборачиваются увеличением ежедневных простоев техники, снижением ее эффективности. Так, по техническим причинам во время проведения полевых работ в прошлом году ежедневно простаивало от 90 до 135 тракторов с мощностью двигателя 250 лошадиных сил и более, в период заготовки кормов — от 95 до 105 кормоуборочных комбайнов и на жатве — до 240 зерноуборочных комбайнов. Как подсчитали специалисты, из-за невысокой надежности средняя дневная выработка восьмикорпусного плуга составила 23 гектара при технической возможности не менее 30, почвообрабатывающе-посевного агрегата — 26 при технической возможности 35, зерноуборочного комбайна — 28 тонн при технической возможности 48 и кормоуборочного комбайна — соответственно 106 и 257 тонн.

Зная, во что обходятся незапланированные простои техники, какое значение во время жатвы или заготовки кормов имеет для сельхозпредприятия каждая такая единица, на время устранения сложных отказов производители выделили около 20 подменных энергонасыщенных тракторов, в два раза больше двигателей Минского моторного завода для автомашин «МАЗ», зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов.

Сельхозпредприятия, у которых во время весенней посевной, жатвы, заготовки кормов или других сельскохозяйственных кампаний на счету каждая машина и каждый час, хотели бы иметь вообще безотказную технику, чего достичь практически невозможно. Их не всегда устраивало качество двигателей Минского моторного завода, коробок перемены передач, сцепления, стоек и бортов кузова. Несмотря на то, что уже на уровне Правительства принимались решения по комплектованию энергонасыщенных «Беларусов» шинами, обеспечивающими выполнение технологических регламентов производства сельскохозяйственных работ, эта проблема так и не снята с повестки дня. За прошлый год, например, только на тракторах «Беларус-3022» вышло из строя 447 шин, из них более 320 заменено предприятием-изготовителем, а по остальным акты рекламации отклонены.

Уже не раз на совместных коллегиях речь шла об улучшении работы технических центров, обслуживании негарантийных тракторов и сельхозмашин, которым во время проведения массовых полевых работ уделяется явно недостаточно внимания. Но подвижки в этом плане пока небольшие. Так, в республике действует более двухсот технических центров, в том числе 95 — на базе организаций агросервиса. Однако у потребителей довольно часто возникают серьезные претензии к работе сервисных служб заводов-изготовителей. Обслуживая до 11 административных районов в радиусе 200—250 километров, технические центры просто не в состоянии обеспечить необходимую готовность машин в закрепленной за ними зоне. А из-за больших расстояний и транспортных расходов страдает их экономика.

Что же касается отказов, то у гарантийной техники они составляют 10—15 процентов, а остальные приходятся на негарантийную. Но техцентры по-прежнему в первую очередь озабочены выполнением обязательств перед заводами-изготовителями. В результате простои негарантийной техники многократно превышают простои гарантийной. Нередки случаи, когда высокопроизводительная техника простаивала в ожидании ремонта по нескольку недель.

В постановлении совместной коллегии «нарезаны» задачи всем предприятиям Минпрома, которые должны во время проведения полевых работ обеспечить получение запчастей по упрощенной схеме, мотороремонтные заводы — комплектующими для восстановления двигателей «Дойц» и «Детройт», реализовать другие меры, направленные на улучшение качества техники и ее обслуживания. Некоторые поручения касаются непосредственно и «Белагросервиса». Одно из них — разработать совместно с предприятиями-изготовителями сельхозтехники программу развития техсервиса сложной техники на 2013—2015 годы исходя из обслуживания не более трех административных районов. Такие расчеты в Минпром и Минсельхозпрод необходимо представить уже в первые дни февраля.

— Главная задача очередной совместной коллегии — выработать экономически невыгодный механизм производства невысококачественной техники, — прокомментировал ее результаты начальник Главка механизации и техпрогресса Минсельхозпрода Владимир Бурдыко, — как это практикуется в европейских фирмах. Ведь устранять недоработки у потребителя значительно дороже, чем у себя. К сожалению, такой механизм у нас пока еще не отработан. При этом он должен предусматривать как экономические санкции к предприятиям-изготовителям, так и к потребителям за необеспечение правильной эксплуатации.

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»

Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?