Одна, но пламенная страсть

Человек, впервые сталкивающийся с замкнутым мирком коллекционеров, испытывает изумление перед тем, какие вещи могут стать объектами коллекционирования.
Человек, впервые сталкивающийся с замкнутым мирком коллекционеров, испытывает изумление перед тем, какие вещи могут стать объектами коллекционирования. Кроме вездесущих нумизматов (для которых экономика переходного периода с ее чередой валют и деноминаций стала поистине райским раздольем), в природе встречаются, например, "бурсофилы", собирающие кошельки и бумажники, "парасонофилы", собирающие зонтики, "ксирофилы", собирающие конвертики от бритвенных лезвий, "ктенофилы", собирающие расчески, "пенсофилы", собирающие карандаши, "казеофилы", собирающие этикетки из-под сыра, "сфрагисты", собирающие печати и штампы, и многие другие. Словом, кто во что горазд. Этих, а равно и других людей числит в своих рядах Белорусское общественное объединение коллекционеров.

Профессиональные коллекционеры - народ редкий во многих отношениях. Прежде всего почти все они не употребляют алкоголь и не курят, чтобы хоть так сэкономить деньги на покупку какой-нибудь редкостной бутылочной этикетки или копейки 1992 года, на которой Монетный двор по ошибке вычеканил надпись "СССР". Председатель Белорусского общества коллекционеров рассказал корреспонденту "СБ" историю о двух женщинах, страдающих алкоголизмом, которые увлеклись собиранием значков и полностью бросили пить. Впрочем, цены на многие образцы монет, представляющие интерес для нумизмата, такие, что никакой экономией на сигаретах к ним не подступишься. За редчайшую советскую монету в 20 копеек выпуска 1934 года коллекционер готов отдать полтысячи долларов, а монеты в 2 копейки 1942 года (которых было выпущено всего 450 штук) и вовсе не имеют определенной цены, поскольку их нет ни в одной коллекции мира. По этой причине в последние годы пышно расцвел (особенно в Прибалтике) бизнес по подделке коллекционных вещей. Чаще всего подделывают военные награды - например, если подлинная медаль "За спасение утопающего" стоит у коллекционеров сотню долларов, то "новодел" можно купить и за 30. В свою очередь, естественно, появились коллекционеры, собирающие подделки наград и денег: для кого-то пачка фальшивых долларов - это тюрьма, а для кого-то - предмет коллекционерской страсти.

Какими путями люди, одержимые этой страстью, добывают свои экспонаты - ведомо только им. Есть, например, кладоискатели, которые платят большие деньги за сообщение о месте, где был найден клад, чтобы прощупать окрестности с помощью самой современной аппаратуры. Другие ездят по российским и белорусским деревням и скупают за бесценок какие-нибудь награды или иконы: крестьянин, получив за дедовский орденок мешок сахара, еще скажет "спасибо", а перекупщик за тот же орденок построит себе коттедж под Москвой. Собиратели частенько пользуются тем, что люди не знают реальной цены вещей. Например, было время, когда из всех райкомов и обкомов в массовом порядке стали выбрасывать бюсты вождей пролетариата и прочие советские атрибуты, - кто же знал, что через пару-тройку лет иностранцы за бюстик Ленина будут выкладывать огромные деньжищи?

Бывает, что страсть к кладоискательству, которой одержимы многие нумизматы, подпитывается вполне реальными историями. Вот, например, одна из них, рассказанная корреспонденту "СБ" известным нумизматом Вадимом Кузминым. Во время войны его дед под лозунгом "Все для фронта, все для победы" собирал у местного населения под Фаниполем изделия из золота, которых набралось два больших мешка из-под картошки. Мешки погрузили на самолет У-2, который был подбит. Мешки вместе с самолетом упали где-то в лесу восточнее Минска. После войны дед прочесал с грабельками чуть ли не всю Минскую область, но мешков с золотом так и не нашел. Может, где-то лежат они до сих пор, ожидая археологов XXV века...

Кстати, не так давно в минском ДК железнодорожников, где по средам проходят выставки-продажи коллекционных экспонатов, произошла воистину поразительная история. Ветеран войны из России, накопив деньги, пришел в ДК железнодорожников, чтобы купить замену потерянной еще в 1947 году медали "За отвагу". Купив подходящую медаль, он перевернул ее и чуть не лишился дара речи. На ней стоял тот же номер, что и в его орденской книжке... это была та самая, потерянная в 1947 году, медаль!

Страсть коллекционерства в чистом виде - это страсть к созданию законченной коллекции. Незаконченная коллекция вызывает у коллекционера неутихающее чувство неудовлетворенности, от которого он стремится избавиться, жадно отыскивая недостающие экспонаты. Полностью законченные коллекции (чего угодно: пивных наклеек, монет, древнегреческих амфор или танков второй мировой войны) приносят хозяину не только глубочайшее душевное равновесие, но и приобретают огромную стоимость, наглядно доказывая, что целое - больше части. Одержимость закончить коллекцию оказывается порой сильнее самой смерти. При взгляде на бескрайние коллекции, раскинутые на столиках в ДК железнодорожников, вспоминается один описанный в литературе случай. Некий француз коллекционировал своих детей - от первого брака, от второго, приемного ребенка, незаконнорожденного, подкидыша, найденыша и т. д. Однажды он собрал их всех в ресторане, и один из гостей заметил ему, что в его коллекции не хватает одного - ребенка, рожденного посмертно. Тогда человек этот зачал с женой ребенка и покончил жизнь самоубийством...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter