Одна из основных функций государства.

Проблема пищевой безопасности в условиях членства Российской Федерации в ВТО.

Проблема пищевой безопасности в условиях членства Российской Федерации в ВТО.

Проблема пищевой безопасности настолько глубока и серьезна, что государства – члены Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) признали обеспечение безопасности пищевых продуктов одной из основных функций государственной деятельности.

По данным ВОЗ, около 1,5 млрд человек в год страдают от пищевых токсикоинфекций, 2,2 млн из них умирают, включая 1,8 млн детей. В развитых странах токсикоинфекции в тех или иных формах ежегодно поражают до 30% населения.

Система по обеспечению безопасности пищевых продуктов не должна оставлять межведомственного зазора для недобросовестных операторов рынка, иначе в эти лазейки хлынут «пищевые неликвиды».

В России и Беларуси создана и действует стройная система контроля  качества и безопасности пищевых продуктов, включающая разработку нормативной базы, организацию лабораторного контроля и мониторинга за качеством и безопасностью продукции, проведение надзорных мероприятий и принятие мер административного воздействия.

В частности, законодательная база РФ, регулирующая обращение и обеспечение безопасности пищевой продукции, опирается на 3 основных федеральных закона – ФЗ от 30 марта 1999 года № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ от 2 января 2000 года № 29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ФЗ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».
В дополнение к ним Указом Президента РФ от 30 января 2010 года № 120 утверждена Доктрина продовольственной безопасности РФ, определяющая основные направления деятельности по продовольственной безопасности в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов и качества питания населения РФ.

Вопрос безопасности пищевых продуктов для России становится еще более актуальным в условиях ее членства в ВТО. Ведь только сейчас в страну ежегодно ввозится до 28 млн тонн подкарантинных грузов из 140 стран  мира,  и  этот  поток будет только увеличиваться.

А как строят систему данного контроля соседи России? Например, в Евросоюзе с 1 января 2010 года принята директива, которая устанавливает контроль продуктов питания на всех этапах производства по принципу – «от фермы до вилки» и распределяет ответственность за качество и безопасность товара на всех участников торговой и пищевой цепочки –  изготовителя, импортера и дистрибьютора. Эта система позволяет  гарантированно обеспечить безопасность продуктов питания в соответствии с требованиями международного Кодекса Алиментариус (свод международных пищевых стандартов, принятых Международной комиссией ФАО/ВОЗ по внедрению кодекса стандартов и правил по пищевым продуктам) и постановлениями Евросоюза. Система построена в полном соответствии с рекомендациями Международного эпизоотического бюро (международная межправительственная организация, основной задачей которой является борьба с инфекционными болезнями животных в мире).

При этом на общеевропейском уровне работу системы обеспечивают Ведомство по продовольствию и ветеринарии Европейской комиссии (FVO), Европейское управление по безопасности пищевых продуктов (EFSA) и Генеральный директорат Европейской комиссии по здравоохранению и защите прав потребителей (DG SANCO).

Во время проверок в Евросоюзе инспекторы применяют так называемые чек-листы с исключительным списком конкретных вопросов, и предприниматели заранее знают, что должно быть проверено на их предприятиях. В результате у инспектора нет возможности требовать исполнения чего-либо, не предусмотренного законодательством.

Помимо инспекционной службы в евросистему входят лаборатории, аналитические центры по отдельным направлениям работы, проводящие активный и пассивный мониторинг, исследовательские центры по оценке угроз и рисков и др.

Практика Евросоюза показывает, что система контроля пищевой безопасности является эффективной лишь в том случае, если в стране существует один контролирующий орган. Существование же нескольких приводит к тому, что их действия не скоординированы, вследствие чего предприятия подвергаются частым проверкам. При этом эффективность такого контроля весьма неоднозначна.

Что касается организации контроля в странах Таможенного союза, например за качеством зерна, то в них созданы национальные системы контроля качества и безопасности на внутреннем рынке. Контроль осуществляется уполномоченными органами государственного управления агропромышленного комплекса в рамках жесткого законодательства.

В Казахстане за нарушения в сфере качества и безопасности, например, зерна и продуктов его переработки применяются штрафы до 250 МРОТ, в Беларуси – до 20% стоимости продукции.

Любое цивилизованное государство создает свою систему защиты продовольственной безопасности. Государство, не способное это сделать, нельзя считать независимым.

 PS. В итоговом документе научно-практической конференции Парламентского Собрания Союза Беларуси и России «Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства», прошедшей на прошлой неделе в части обеспечения продовольственной безопасности Союзного государства, говорится о необходимости продолжения работы по введению единых систем технического регулирования, стандартизации и сертификации продукции на рынке стран Союзного государства, согласованных с нормативными документами, разработанными в рамках Таможенного союза.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter