Кто должен восстановить поврежденные лесовозами дороги

Одна беда родила другую

Летняя стихия повредила 3,2 миллиона  кубометров древесины на площади почти 12,8 тысячи гектаров. Больше всего пострадали территории Смолевичского и Червенского лесхозов. Всем миром на Минщине принялись расчищать завалы, оперативно разрабатывать поврежденные лесные массивы, чтобы успеть вывезти с делянок богатство страны и не дать пропасть ни одному кубу древесины. В первую очередь оказывали помощь лесникам. Однако сейчас, после ликвидации последствий, предстоит устранять последствия ликвидации. Речь идет о восстановлении дорог, разбитых тяжеловесной техникой. Вместе с дорожниками, коммунальщиками, лесниками и сотрудниками ГАИ корреспондент «СГ» проехала по Смолевичскому району.



НА ТРАССЕ М2 совершенно не ощущается дискомфорта, который принес снегопад накануне. Асфальт почищен,  и микроавтобус катится, словно и не было коварного белого покрова. Почищены проезжая часть и тротуары в Смолевичах. Но стоило свернуть на дорогу Р69, идущую по территории Пекалинского сельсовета, как машину начало трясти так, будто она ехала по гладильной доске. 

 Твердое покрытие положено давно, поэтому местные жители и до прошедшего лета были не в восторге от условий езды. Но сейчас в Вызволенье, Пятилетке, Пекалине, Шеметово, Шабунях просто катастрофа — остатки дороги «убиваются» на глазах. В огромных ямах буквально тонут легковые авто, дети, идущие в школу, укрываются от фонтанов грязи, выбрасываемой из-под колес лесовозов. В Пекалине по улице Красной нет заасфальтированных или уложенных плиткой пешеходных дорожек, школьники идут по обочине, такой же разбитой, как и сама проезжая часть, а мимо и навстречу движутся длинные автопоезда. Плюс ко всему — бревна складированы прямо у дороги, на полях хозяйств, превращенных кое-где в рытвины, рядом с усадьбами. 

Деревня Шабуни разделена мостом, который сейчас почти полностью разрушен. Жители не знают, как зимой проедет «скорая», если, не дай Бог, что-то случится. На соседних хуторах живет всего несколько человек, которые фактически остались отрезанными от «большой земли». Однажды велосипедист упал с моста в реку. 

Люди возмущаются: в следующем году в лес вообще не доберешься. 

На одном из участков погрузки древесины мы встретились с директором Смолевичского лесхоза Иосифом  Горощиком, назвавшем огромные цифры ущерба:

— Пострадало более 1,5 миллиона кубометров древесины, повреждено 6 тысяч гектаров леса. Это практически двадцатилетний запас объемов заготовки нашего лесхоза. Миллион 400 кубических метров уже разработали, до 31 декабря заготовим остальную. К работам привлечены все лесхозы Минской области, других лесохозяйственных объединений, организации концерна «Беллесбумпром». Круглосуточно занята многооперационная техника — «харвестеры», «форвардеры». Ежедневно с учетом лесовозов здесь находится до 400 единиц. Продукция разрабатывается в зависимости от степени повреждения. Здесь и пиловочник, и балансовая древесина, и дрова. До 30 процентов она пригодна для экспорта. Летом и осенью значительно прибавилось зарубежных контрактов. Продаем лес в Польшу, Германию, Прибалтику.  Отходов практически нет, только порубочные остатки. Пригодная древесина перерабатывается на щепу — топливную и технологическую. Осталось разработать полторы тысячи поврежденных гектаров. Осенью начали лесовосстановление, на 800 гектарах уже посажен лес. Завершим эту работу в  следующем году. 

Но как быть сельчанам?

— То, что в наших силах по восстановлению дорог, решаем, —  заверил Иосиф Горощик. — Арендуем технику для ремонта поврежденных участков. Своими силами содержим лесные дороги. 

Начальник отдела содержания дорожной сети и безопасности движения «Минскоблдорстроя»  Андрей Шишов поясняет:

— В области особенно пострадали Смолевичский, Червенский, Березинский районы — около 80 километров дорог с асфальтобетонным покрытием и 140 с грунтовым. Для местных дорог только на восстановление в первоначальное состояние сейчас требуется миллион 320 тысяч рублей. Но заготовка леса продолжается. Допустим, мы их вернем в первоначальное состояние, отсыпем до высоты «корыта», но дорога будет принимать все те же 6 тонн. Через пару месяцев полотно опять просядет. Поэтому речь надо вести об их усилении — устройстве такой дорожной одежды, которое может выдержать большую нагрузку: отсыпать не песчано-гравийной смесью, а совершенно другим составом. Это потребует еще больших затрат. Сейчас же нам приходится держать грейдер на поврежденных участках почти каждый день, и техники для  улучшения проезжей части не видят соседние деревни, а ведь обслуживаем около 5 тысяч населенных пунктов и 2 тысячи километров дорог с грунтовым покрытием. Люди звонят  и  жалуются, что не могут выехать. А туда тоже должна прийти автолавка, доехать школьный автобус, «скорая», пожарная. 

Андрей Валентинович рассказал, как он видит выход из создавшейся ситуации. Аналогичный случай был и при строительстве второй кольцевой дороги, когда движение такой же тяжелой техники повредило местную сеть. И тогда было решено, что за счет финансирования второй МКАД после завершения работ восстановить разрушенные участки.  Что и было сделано. Также можно найти решение и совместно с лесхозами: часть средств, которые выделены на устранение последствий урагана, направить на восстановление дорог.  

ЕСТЬ и другой нюанс. Лесовозы не предназначены для движения по автомобильным дорогам. Каждая машина должна получать специальное разрешение. Когда дорожники соотнесли количество транспорта, работающего на вывозке, и количество выданных разрешений,  получилось, что не у всех оно есть. К тому же, как рассказал начальник управления содержания дорог Минской области «Минскавтодор-Центр» Дмитрий Демидович, буквально через сотню метров вдоль дороги республиканского значения Р69 устроены так называемые «дикие» съезды, разрушившие кромку:

— Мы понимаем, что это чрезвычайная ситуация, поэтому и просим оценить ее в комплексе, выделить средства на ремонт транспортных коммуникаций. Наша организация уже потратила на ликвидацию последствий стихии 2 миллиарда 370 миллионов неденоминированных рублей. Ведь только на участке между Драчково и Пекалином легло 5034 дерева, которые пришлось убирать. Всего повреждено 32 автобусных павильона, 191 дорожный знак. Ежедневно РУП «Минскавтодор-Центр»  привлекало около сотни человек. За эти деньги на 2,5 километра могли бы проложить асфальтобетон или сделать более 20 километров поверхностной обработки. А на восстановление Р69 и вовсе может уйти 10 миллиардов рублей.

Пока лесники и дорожники ищут компромисс, Минский облисполком принял решение до заморозков остановить вывозку древесины. Дорогу прогрейдировать, подсыпать, убрать гребень. 

Председателем облисполкома поручено перераспределить дорожные средства на восстановление улиц и дорог местного значения. 

klimovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter