Внеочередной саммит ОДКБ — самый сильный и содержательный за всю историю организации

ОДКБ: вместе остановить террор

Внешние и внутренние факторы гибридных агрессий. Совместные усилия по борьбе с террористическими атаками. Готовность к новым серьезным вызовам. Необходимость повышения уровня политического взаимодействия. О чем еще шла речь на внеочередном заседании Совета коллективной безопасности ­ОДКБ

Это был, пожалуй, самый сильный и содержательный саммит ­ОДКБ за всю историю организации. Несколько дней назад главы государств единодушно отреагировали на просьбу столкнувшегося с массированной террористической агрессией Казахстана о помощи. Впервые был задействован механизм применения коллективных миротворческих сил. В кратчайшие сроки в Казахстан были переброшены группировки войск стран-союзниц. Это позволило буквально в считаные часы стабилизировать ситуацию и устранить угрозу разрушения государства. На саммите в онлайн-формате президенты подтвердили верность принятого ими решения. Александр Лукашенко в своем выступлении подчеркнул:
— Наши усилия подействовали отрезвляюще на деструктивные элементы и показали всему миру тесные союзнические связи, дееспособность и потенциал организации. Нам, исходя из этого нашего урока, нужно совершенствовать и управляемость ­ОДКБ, и те силы, которые мы готовы задействовать.

Уроки и выводы

Это тот случай, когда нет нужды в каких-то специальных резолюциях или совместных заявлениях. В своих выступлениях президенты продемонстрировали единство в решимости не словом, а делом совместно отстаивать интересы своих государств, защищать свои народы от бандитов и террористов. Это главное.

Разговор состоялся в трагический для Казахстана день траура. Солидарные с союзником коллеги почтили минутой молчания память жертв прокатившихся бесчинств. Александр Лукашенко от имени белорусского народа выразил соболезнования в связи с гибелью сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и мирного населения в стране. Глава государства, оценивая обстановку, отметил:

— Анализ событий в Казахстане показывает наличие, конечно же, внешнего фактора. Их сценарий узнаваем. За аналогиями далеко ходить не надо: Югославия, Ирак, Ливия, Сирия, Украина, Афганистан. Не так давно подобный комбинированный натиск испытала и Беларусь.

Ситуации в каждой из этих стран, обратил внимание Александр Лукашенко, развивались со своими особенностями. Но общий почерк очевиден. Его уже не спрячешь, не замаскируешь якобы волей народов. Это никакие не «демократические» «мирные» протесты. Так выглядят современные необъявленные гибридные войны. И менее разрушительными от этого они не становятся. Так же рушатся еще вчера процветавшие государства, так же гибнут люди. Но эти процессы надо оценивать с разных сторон. Президент подчеркнул:

— Да, мы много сейчас говорим о внешнем вмешательстве. Пройдет немного времени, имена, фамилии, адреса, пароли, явки этих деятелей (авторов беспорядков. — Прим. ред.) будут названы. 
Но надо понимать одно — что только внешний фактор никогда не будет единственным. За всеми внешними факторами надо видеть и внутренние. Это урок, который мы извлекли из событий в Беларуси.
Еще несколько дней назад Казахстан производил впечатление крепкой и динамично развивающейся страны. Фатальных угроз не просматривалось. Теперь же можно делать совершенно очевидный вывод, что ситуация вокруг кем-то умело и незримо накалялась давно. Президент акцентировал:

— Надо понимать, что вокруг близкого нам народа и государства Казахстан слишком много накопилось желающих взорвать ситуацию вокруг центральноазиатских постсоветских республик. Совсем недавно к этому добавился Афганистан. Еще раз подчеркиваю: это наш непреклонный вывод. На границах Казахстана, это показали события, скопилось немало международных террористов.

Глава государства отметил, что проблему негативных тенденций в постсоветских республиках, в данном случае в Казахстане, невозможно решить только в рамках Казахстана:
— Как нам видится, я абсолютно в этом убежден, что самые близкие народы Казахстана и Кыргызстана должны вместе попытаться решить тяжелые проблемы, которые остались в наследство и которые созданы уже нами в постсоветский период. Именно Кыргызстан и Казахстан.

И еще один добрый совет от Александра Лукашенко дружественному государству:

— Уроки, о которых здесь много говорили, должен извлечь, простите за это, и прежде всего Узбекистан. Если эти уроки не будут извлечены, по нашей информации, а это вы видите уже там, на месте, их (гибридных агрессоров. — Прим. ред.) взгляды в том числе брошены и на Узбекистан.

Президент Беларуси еще раз вернулся к теме уроков:

— Главное — это уроки. Уроки, которыми занимается сегодня руководство Казахстана. Внешние, о которых уже было сказано, в ближайшее время сделают соответствующие выводы, но и внутренние причины. Анализируя обстановку в Беларуси, мы исходим из того, что, кроме внешних причин, у нас они явно были видны, в Казахстане сейчас не очень. Президент Казахстана пытается докопаться все-таки до сути. Я уверен, что он это сделает. Но мы, исходя из того, что было в Беларуси, не забываем о том, что были и внутренние причины. Точно так и в других республиках. Нужно это четко усвоить. Если мы этого не поймем и будем пенять только на внешний фактор, значит, мы можем получить повторение событий.

Миротворец — творит мир

О том, что опасность со стороны террористов — реальность наших дней, участники совета говорили не раз. И в понедельник на совещании Александр Лукашенко напомнил: о рисках и угрозах, связанных с созданием в Центрально-Азиатском регионе спящих ячеек террористов и экстремистов, которые в один момент могут проснуться, неоднократно предупреждал Президент Таджикистана Эмомали Рахмон:

— Мы принимали это к сведению, но, наверное, недооценили риски. Давайте откровенно: мы думали, что нас сия беда минет. А теперь видим, что основной костяк протестующих в Казахстане составляют профессиональные боевики-террористы. Это очень опасная тенденция.

Говоря о заказчиках и организаторах событий в Казахстане, Глава белорусского государства подчеркнул, что за этим стоят те же силы, что и в других странах: 
— Уверен, что организаторы и руководители событий в Казахстане глубоко спрятаны. Но я абсолютно убежден, что как в Беларуси, в других странах, так и в Казахстане мы придем в ту же точку изначально.
При этом Президент отметил свое­временность и оперативность принятого решения о вводе в Казахстан коллективных миротворческих сил. Да, они подействовали на агрессора отрезвляюще. Но после перегруппировки он предпринял новые атаки — информационные. Теперь ставится задача очернить миротворческую миссию ­ОДКБ, представить ее захватнической. Александр Лукашенко на это ответил:
— Нельзя допускать выставления миротворческого контингента как оккупантов. Мы видим: такие попытки уже предпринимаются. Мы никакие не оккупанты, мы не пришли туда по своему желанию, нас пригласил наш брат, наш друг, который отвечает за эту огромную страну. И мы оказали ту поддержку, которую он потребовал от нас.

Свои интересы в приоритете

Череда прокатившихся по постсоветскому пространству «цветных революций» поломала немало человеческих судеб, оборвала многие жизни. В 2020 году, не пробив дорогу цветочками, «мирный протест» не смог утаить своего звериного оскала в Беларуси. В Казахстане же он показал свою бандитскую, террористическую сущность сполна. С помощью друзей, благодаря умелым действиям силовиков наши страны выстояли. Но это не значит, что можно праздновать окончательную победу и расслабиться. Александр Лукашенко предупреждает:

— Нас ждут серьезные вызовы в перспективе. Необходимо укреплять ­ОДКБ, спокойно и планомерно наращивать все ее компоненты и прежде всего миротворческий потенциал. Весьма важно сохранить мобильность и оперативность действий.

При этом Глава государства призывает обращать меньше внимания на внешнюю реакцию:
— Не надо излишне, образно говоря, стесняться в этом плане, озираясь на некий Запад, Америку или еще какие-то государства. Будем смотреть резко по сторонам — свернем шею. Поэтому надо заниматься своими вопросами и видеть собственную безопасность.
Президент отметил, что именно коллективный Запад так себя и ведет:

— Когда у них возникают малейшие проблемы, они не думают о демократии, они не оглядываются на нас, а действуют сообразно собственным интересам. Нам тоже надо это учесть. Вот жестко поступили в первые минуты — результат виден.

Фото Рейтер.

Действовать на упреждение

Очевидно, что архитекторы хаоса весьма озадачены ситуацией. Применение миротворческих сил ­ОДКБ — это прецедент, новая реальность, которую теперь придется учитывать. Без боя бандитам теперь страны сдаваться не будут. Вообще не будут сдаваться. 

Президент считает, что, судя по активности западных политиков, там внимательно отслеживают ситуацию:

— Они сначала взяли паузу два-три дня. Для того, чтобы тоже организоваться. Через два-три дня мы с Президентом России об этом говорили постоянно, то, что мы планировали, как мы это видели, посыпались заявления. Заявления понятные: демократия, свобода, непринятие жестких мер и так далее. 
Очевидно, что ввод коллективных миротворческих сил ­ОДКБ нарушил планы заказчиков и исполнителей спровоцированного конфликта. Это еще раз подтверждает правильность принятого нами решения.
Александр Лукашенко призвал коллег:

— Нам надо обязательно отслеживать ситуацию и действовать на упреждение. Купировать возможные причины, которые могут привести к таким последствиям. И правильно поступил Президент Казахстана, когда в первый же день жестко спросил с тех, кто допустил первые симптомы этих событий. Подумаешь, природный газ, который девать некуда в Казахстане! Надо было в два раза повысить цену.

Глава белорусского государства убежден, что сегодня, как никогда ранее, в рамках ­ОДКБ необходимо повышать уровень политического взаимодействия и координации позиций на международной арене. Он подчеркнул: 
— Формы и методы оказания гибридного влияния на наши страны качественно совершенствуются. В рамках ­ОДКБ необходимо вырабатывать адекватные меры реагирования. 
Как я уже говорил, без оглядки. Следует совершенствовать информационный обмен, качественно улучшать аналитическую составляющую. Рост напряженности нас также подталкивает к ревизии совместных мер по противодействию терроризму и экстремизму.

В связи с этим Президент напомнил, что давно назрела необходимость предметно поговорить о Таджикистане:

— Президент Таджикистана нас годами уже просит об оказании материальной поддержки. Прежде всего военной техникой. И нам надо это сделать, чтобы потом нам это не обошлось дороже. Как с Казахстаном. Почти 200 рейсов самолетов мы перебрасывали технику. Благо, что Россия на это согласилась. Не хотелось бы, чтобы это было в Таджикистане. Лучше ему помочь сейчас. Он там справится с этими проблемами. Это касается и других республик. Выводы надо делать.

Именно взгляд вперед, на упреждение, сегодня наиболее важен и ценен. Александр Лукашенко отметил:

— Мы много внимания уделяли борьбе с международным терроризмом, возможно, недооценивая опасность, которую несет экстремизм во всех его проявлениях. Необходимо своевременно вскрывать силы, которые в определенных условиях способны переходить красную черту, становясь на путь насилия, а также жестко пресекать их деструктивную деятельность.

Позиция же официального Минска неизменна:
— Что касается Беларуси, уважаемые коллеги, вы всегда можете рассчитывать не только на взаимопонимание, отдельные заявления и поддержку. Мы всегда будем верны тем договоренностям, которые нами достигнуты.
Белорусский миротворческий контингент приступил к выполнению поставленных задач в Казахстане.

КОММЕНТАРИЙ

Александр Вольфович, Государственный секретарь Совета Безопасности Беларуси:

— Из событий в Казахстане нужно сделать соответствующие выводы и, помимо угрозы извне, четко видеть также и внутренние причины. Кроме того, нужно иметь в виду новые способы и формы провоцирования ситуации, свержения власти, новые формы ведения информационных, гибридных войн... 

Происходит все примерно по такому сценарию: в стране создаются неправительственные, некоммерческие организации, через которые идет финансирование, на сопредельных территориях готовят террористов, в специальных лагерях. Они там обучены убивать, отрезать головы, громить, вести за собой толпу. Вот то, что и произошло в Казахстане: подготовленные люди, которых не видно в стране, хлынули через границы. Деньги были направлены с Запада через различные коммерческие и некоммерческие организации, которых более 22 тысяч в Казахстане. 

Продолжается задуманный сценарий тем, что заявляют о себе из-за границы различные сбежавшие ранее из страны «лидеры». В случае с Казахстаном — некий министр, объявившийся во Франции и призывающий к свержению власти. Куда же смотрят французские власти? Таких людей надо арестовывать и привлекать к уголовной ответственности за подстрекательство. Где же европейская демократия в этой ситуации? Почему французское руководство молчит и не принимает меры к таким предателям-беглецам? 

Сегодня обстановка в мире все больше и больше подвержена взрывоопасным ситуациям. Риски и вызовы, которые влияют на национальную безопасность стран, деформировались. Разрушились все институты международной архитектуры безопасности. Сегодня в первую очередь выходят на поверхность риски, которые дестабилизируют обстановку в странах. Идет реальная гибридная война с санкционным подтекстом. На это надо обращать внимание в первую очередь.

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ УЧАСТНИКОВ САММИТА


Касым-Жомарт Токаев, Президент Казахстана:

— Все события с начала нынешнего года составляют звенья одной цепи. Они подчинены единому разрушительному замыслу, подготовка которого шла продолжительное время. Деструктивными силами неоднократно предпринимались попытки расшатать стабильность, учинить беспорядки… Как по единой команде появились религиозные радикалы, криминальные элементы, отъявленные бандиты, мародеры и хулиганы. Социально-экономические и общественно-политические требования отошли на второй-третий план. О них забыли. Стала очевидна главная цель: подрыв конституционного строя, разрушение институтов управления, захват власти.
Речь идет о попытке государственного переворота. Все боевые действия координировались из одного центра. Об этом свидетельствуют синхронные нападения на административные здания и стратегические объекты. 
Имея численное преимущество как минимум в пять раз, бандиты нападали на полицейских и военнослужащих, избивали их с особой жестокостью. Двоим военнослужащим отсекли головы. Агрессия охватила одновременно 11 регионов. Но основной удар был направлен против Алматы.

Падение Алматы открыло бы путь к захвату всего густонаселенного юга, а затем всей страны. По сути, это была настоящая террористическая война, развязанная против нашего государства...

События в Казахстане приобрели критический характер. Алматы и девять областных центров оказались в руках бандитов. Казахстан обратился к ­ОДКБ с просьбой оказать содействие. И эта поддержка оказалась очень свое­временной. 
Узнав о прибытии трех военно-транспортных самолетов в столицу, боевики отказались от планов захвата президентской резиденции. 
Это дало нам возможность направить дополнительные силы в Алматы и отбить город от террористов. 

Сегодня в соответствии с решением Совета коллективной безопасности в Казахстане развернуты и приступили к выполнению задач коллективные миротворческие силы ­ОДКБ в количестве 2030 человек и 250 единиц техники. Они реализуют функции прикрытия и обеспечения безопасности аэропортов, военных складов, стратегических объектов.

Это первый случай, когда миротворческий потенциал ­ОДКБ реально задействован для обеспечения безопасности, стабильности и целостности одного из государств-членов. ­ОДКБ показала свою востребованность и эффективность как авторитетная военно-политическая организация. 
Фактически произошедшие события стали переломным этапом в развитии ­ОДКБ, которая обрела новое качество как сильный международный институт.
Угрозы, с которыми столкнулся Казахстан, являются общими для всего пространства коллективной безопасности. Поэтому нам важно и далее укреплять мощный потенциал ­ОДКБ. И Казахстан внесет свой вклад в это дело.

В настоящее время конституционный порядок в стране восстановлен. Главное — не допустить в будущем повторения таких событий на всем пространстве коллективной безопасности. Думаю, в этом и заключается наша основная задача. Казахстан готов к этой работе и всегда поддержит своих союзников.


Никол Пашинян, Премьер-министр Армении, председатель Совета коллективной безопасности ­ОДКБ:

— К сожалению, в зоне ответственности ­ОДКБ не просматривается снижение напряженности, мы продолжаем сталкиваться с новыми видами угроз. Текущая ситуация в Казахстане вызывает у нас особую тревогу и озабоченность ввиду представления информации о вовлеченности международных террористических образований. В недавнем прошлом мы и сами столкнулись с появлением иностранных террористов-боевиков в нашем регионе. Надеемся, что усилия в рамках ­ОДКБ, направленные на помощь дружественному Казахстану, будут способствовать восстановлению нормальной жизни страны в самые краткие сроки.
Среди ключевых приоритетов председательства Армении в ­ОДКБ — укрепление механизмов кризисного реагирования организации. 
Исходя из этого, ожидаем от государств — членов ­ОДКБ наращивания совместных усилий с целью дальнейшего совершенствования данных механизмов, что, бесспорно, послужило бы дальнейшему развитию взаимодействия между государствами-членами, а также укреплению соответствующих структур и механизмов организации.


Владимир Путин, Президент Российской Федерации:

— Мы понимаем, что возникшая угроза казахстанской государственности вызвана отнюдь не стихийными протестными акциями по поводу цен на топливо, а тем, что ситуацией воспользовались деструктивные внутренние и внешние силы. Те люди, которые выступали за ситуацию на газовом рынке, — это одни люди и у них одни цели. А те, кто взял в руки оружие и нападал на государство, — это совершенно другие люди и у них другие цели.
При этом активно применялись присущие «майданным» технологиям элементы силовой и информационной поддержки протестов, использовались хорошо организованные и четко управляемые группы боевиков, очевидно, прошедших подготовку в лагерях террористов за рубежом. Их нападение на Казахстан явилось актом агрессии.
Путем использования интернет-коммуникаций, социальных сетей продолжают предприниматься попытки вовлечения граждан в протестные акции, которые являются предтечей нападения террористов. Это совершенно очевидно показала хронология событий в Казахстане. Более того, определенные силы не чураются использовать киберпространство и соцсети в рекрутировании экстремистов и террористов, создании спящих ячеек боевиков. В этой связи полагаю целесообразным поручить комитету секретарей Совета безопасности ­ОДКБ в рамках профильных рабочих групп по вопросам информационной безопасности и по борьбе с терроризмом и экстремизмом представить предложения по совместному противодействию попыткам деструктивного внешнего вмешательства в зоне ответственности ­ОДКБ. Главное, чтобы трагические события, которые переживает сегодня братская нам страна, Казахстан, впредь не застали нас врасплох, и чтобы мы были полностью отмобилизованы и готовы дать отпор любым провокациям.

Крайне важно, что нашей организации удалось быстро и слаженно принять все необходимые решения в жестких временных рамках. Совместные шаги по оказанию помощи братскому казахстанскому народу были согласованы максимально оперативно. Механизм ­ОДКБ реально включился.

...Рассматриваем наши совместные действия как исключительно своевременную и, конечно, абсолютно легитимную акцию. 

Наша организация на деле показала свой потенциал, способность действовать быстро, решительно и эффективно. Каждый из союзников внес свой вклад в выполнение поставленных задач. Уверен, что совместными усилиями в самое ближайшее время положение во всей стране будет окончательно взято под контроль и стабилизировано, а на казахстанскую землю вернутся наконец мир и спокойствие.

Мы понимаем, что события в Казахстане — не первая и далеко не последняя попытка вмешательства извне во внутренние дела наших государств. Я здесь согласен с Александром Григорьевичем (Лукашенко. — Прим. ред.). Принятые по линии ­ОДКБ меры ясно показали, что мы не позволим раскачивать ситуацию у себя дома и не дадим реализовать сценарий так называемых цветных революций.


Станислав Зась, Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности:

— О принятом решении о проведении миротворческой операции на территории Казахстана через Генерального секретаря ООН проинформированы члены Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. Также были проинформированы генеральные секретари ­ОБСЕ и ШОС.

По сути, на все организационные процедуры мы потратили двое суток. 9 января мы завершили развертывание нашего контингента в полном объеме. Контингент оперативных миротворческих сил дислоцирован в городах Нур-Султан, Алматы и Алматинской области. В соответствии с согласованным с казахстанской стороной планом операции коллективные миротворческие силы приступили к выполнению задач по усилению охраны и обороны важных военных и государственных объектов, а также созданию условий для стабилизации обстановки в зонах ответственности.

Да, это первый наш опыт проведения такой операции. Безусловно, чуть позже спокойно мы все проанализируем, извлечем уроки и выводы. 
Но уже сейчас можно сделать самый главный вывод — тот миротворческий потенциал и механизмы его использования, который создан нашей организацией, реально работает и способен выполнять поставленные задачи.


Эмомали Рахмон, Президент Таджикистана:

— Борьба с разрушительной деятельностью экстремистов и террористов, исламских радикалов и различных криминальных элементов у нас не прекращалась в течение последних 30 лет. И мы хорошо знаем, какую угрозу для нашей безопасности представляют эти силы. Таджикистан с первых дней своей независимости борется с этими вызовами и прошел гражданскую войну, которая унесла жизни более 150 тысяч граждан. На наших встречах в рамках ­ОДКБ, СНГ и ШОС я неоднократно обращал ваше внимание на наличие в наших странах спящих ячеек международного терроризма, экстремизма и религиозного радикализма. Усиленно продвигается крайне разрушительная идеология религиозного радикализма, которая сегодня стала одним из главных оружий в руках наших недругов. Эти и другие факторы серьезно усиливают религиозно-экстремистский потенциал и создают угрозу дестабилизации ситуации внутри государств — членов ­ОДКБ.

Мы в Таджикистане всеми силами боремся с агитационной и подрывной работой эмиссаров запрещенных организаций. Ежегодно фиксируем количественный рост фактов явлений террористического характера. 
В государства, входящие в ­ОДКБ, попадает все больше людей, в том числе из числа трудовых мигрантов, которые находятся под влиянием агитаторов террористических организаций. 
В течение короткого времени десятки тысяч граждан постсоветских государств оказались в Ираке и Сирии. Часть из них была уничтожена. Возникает логичный вопрос: куда делись остальные? Какое их количество задержано или вернулось на родину? Поэтому нашим странам необходимо наладить более действенную координацию спецслужб по борьбе с транснациональной и организованной преступностью, в том числе в киберпространстве. 

Я уже предлагал в рамках СНГ разработать систему защиты информационного пространства. Эта инициатива своевременна и для ­ОДКБ. Считаю важным продолжать работу по выявлению и купированию каналов в регионе с повышенной террористической активностью. То же самое касается и каналов проникновения и возвращения в зону ответственности ­ОДКБ лиц, причастных к терроризму и экстремизму. 
Еще одна проблема — бесконтрольный выезд граждан на учебу в зарубежные религиозные учебные центры, где они зачастую проходят тщательную экстремистскую подготовку. 
Таджикистан за последние несколько лет не только нейтрализовал каналы отправки своих граждан на религиозное обучение, но и вернул на родину из таких центров более 5 тысяч своих граждан. 

Усиление активности террористических группировок в Афганистане также влияет на безопасность ­ОДКБ. Мы знаем, что со второй половины августа прошлого года в Афганистане были освобождены тысячи членов ­ИГИЛ, «Аль-Каиды» и других террористических группировок, что привело к активизации их деятельности, укреплению их боевого и подрывного потенциала. Нас крайне волнует и то, что на территории Афганистана укрепляют свои позиции боевики ­ИГИЛ. По данным спецслужб Таджикистана, количество лагерей и центров по подготовке террористов, граничащих с ­ОДКБ, свыше 40.

В контексте событий в Казахстане в случае подтверждения участия граждан Таджикистана в этих беспорядках важно наладить более тесную координацию правоохранительных органов с работниками в целях предотвращения подобных случаев с принятием жестких мер в дальнейшем. 
Я считаю, что у террористов нет родины, нет религии, нет национальности, их надо уничтожить, где бы они ни находились. 
Напомню, что до сих пор не реализовано решение Совета коллективной безопасности ­ОДКБ о формировании единого списка организаций, признанных террористическими по ­ОДКБ. Также до сих пор не принята целевая межгосударственная программа по укреплению таджикско-афганской границы. Между тем обстановка на границе усложняется каждый день. Идут боевые действия прямо у границы между самими талибами. 
Нам нужно создать пояс безопасности вокруг Афганистана.
Акылбек Жапаров, Председатель Кабинета министров — руководитель Администрации Президента Кыргызстана:

— Инициатива казахстанской стороны о приведении в действие механизмов системы коллективной безопасности ­ОДКБ в сложившихся условиях подтверждает единство взглядов государств — членов ­ОДКБ на имеющиеся вызовы и угрозы безопасности.

После обращения Президента Казахстана об оказании помощи 7 января в Казахстан вылетел миротворческий воинский контингент Вооруженных сил Кыргызстана в количестве 150 человек, а также 8 единиц бронетанковой и 12 единиц автомобильной техники… Нестабильность и рост насилия с большой вероятностью могут привести к ухудшению социально-экономической ситуации как в самом Казахстане, так и негативно сказаться на других государствах ­ОДКБ. В данном ключе считаем особо важным обеспечить все условия для обеспечения беспрепятственного перемещения пассажиров и грузов в целях социально-экономического развития и поддержания стабильности в регионе. 
Важно сохранить устойчивое экономическое развитие региона, принять необходимые меры для поддержания благоприятных условий для бизнеса.
В результате произошедших событий большое количество огнестрельного оружия попало в руки криминальных кругов. Существует риск перемещения преступных ­элементов, участвовавших в грабежах и бесчинствах в Казахстане, через границы внутри ­ОДКБ. В этой связи необходимо предпринять совместные усилия для восстановления стабильности в Казахстане и недопущения атак на военные, административные и социальные объекты страны.

По сообщениям собственных корреспондентов.

Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter