ОДКБ уверена в себе

Вчера Президент встретился с представителями Парламентской ассамблеи ОДКБ. Участники встречи в один голос утверждали, что эта организация — «самая успешная интеграционная структура на постсоветском пространстве» (не считая Союзного государства — поправил Александр Лукашенко). При этом, правда, бросалось в глаза, что за столом переговоров отсутствовали парламентарии из Узбекистана. Понятное дело, для военно–политического блока, каковым себя позиционирует ОДКБ, не положено шагать не в ногу. Сложно представить такую ситуацию, допустим, в таком классическом альянсе, как НАТО...

Вчера Президент встретился с представителями Парламентской ассамблеи ОДКБ. Участники встречи в один голос утверждали, что эта организация — «самая успешная интеграционная структура на постсоветском пространстве» (не считая Союзного государства — поправил Александр Лукашенко). При этом, правда, бросалось в глаза, что за столом переговоров отсутствовали парламентарии из Узбекистана. Понятное дело, для военно–политического блока, каковым себя позиционирует ОДКБ, не положено шагать не в ногу. Сложно представить такую ситуацию, допустим, в таком классическом альянсе, как НАТО... Были в последнее время и другие вопросы к организации. Поэтому внутри нее сейчас зреет целый ряд важнейших решений, направленных на консолидацию и усиление. Весь последний год эта масштабная работа координируется из Минска, поскольку Беларусь председательствует в ОДКБ. Александр Лукашенко рассказал спикерам национальных парламентов, какие предложения предлагается вынести на рассмотрение шести или, если получится, семи государств в декабре.


«В Минске всегда принимают очень рациональные и выгодные в плане интеграции решения», — без ложной скромности заметил Президент. Как известно, сама идея создания Парламентской ассамблеи ОДКБ родилась на минском саммите организации в 2006 году.


Последние события в мире толкают государства нашего региона к более тесной интеграции, признал Александр Лукашенко. Особенно в «святой», по его выражению, сфере безопасности. За нее на постсоветском пространстве отвечает именно ОДКБ. «Я не скажу, что мы достигли желаемого в этой организации, но мы здесь сделали больше, чем в какой–либо другой организации», — подытожил Президент.


Черновик дальнейших реформ главы государств набросали на встрече без галстуков в Астане. При помощи секретариата ОДКБ (с генсеком Николаем Бордюжей Президент за последние месяцы встречался едва ли не чаще, чем с некоторыми высшими должностными лицами страны) Минск конкретизировал предложения и в виде готового документа разослал их по другим столицам — на сверку, чтобы зимой в Москве не было сюрпризов.


Некоторые положения этого документа уже были обнародованы и, как заметил Александр Лукашенко, вызвали бурную реакцию в мире. В частности, инициатива «по противодействию попыткам дестабилизации гражданского общества посредством интернета и социальных сетей». «Все повесили на меня, как будто Лукашенко боится какой–то «революции», — возмутился он. — Но ведь это были наши общие идеи!»


У Президента двойственное отношение к «интернет–революциям»:


— Думать, что это от нас далеко и нас не касается, нельзя... Но и думать, что мы дрожим перед этими сетями, тоже нельзя...


При этом он поделился своим опытом с парламентариями из союзных стран:


— У нас весь этот год пытались через социальную сеть дестабилизировать обстановку в обществе. Мы научились бороться против этого зла. Мы ни в коем случае не закрываем интернет, блоги. Пожалуйста — говорите, обсуждайте. Но если это противозаконные действия, то мы принимаем соответствующие меры.


К слову, последствия «арабской весны» видятся ему сугубо негативными. Например, на недавних выборах в «самой продвинутой африканской стране» Тунисе победу одержали «самые радикальные исламисты». А что будет в Египте? А что в Ливии?..


На этом негативном фоне ОДКБ, так сказать, укрепляет организм и наращивает мускулы.


Формируются и оснащаются Коллективные силы оперативного реагирования, уточняется их статус и определяется механизм применения. Напомню, белорусская Конституция запрещает использование Вооруженных Сил на территории других государств...


После кровавых событий в Кыргызстане ОДКБ разрабатывает способы реагирования на подобные ситуации после соответствующего обращения законных властей того или иного члена организации. «Не вмешиваться, но реагировать», — подчеркнул Александр Лукашенко.


А в том, что работы у военно–политического блока во главе с Россией будет немало, никто не сомневается. В 2013 году американцы уйдут из Афганистана. Председатель Госдумы Борис Грызлов уверен: «После этого будет дестабилизация ситуации. Я не говорю, что она сейчас хорошая, но будет еще хуже». И по наркотикам, и по терроризму.


В сложное время ОДКБ должна демонстрировать единство, а не разногласия. Поэтому Борис Грызлов обращает внимание на то, что в Кыргызстане открыта американская военная база, а Александр Лукашенко — на «тройную игру Узбекистана, которая не позволяет ему находиться в ОДКБ».


Со всеми этими вопросами президентам предстоит разобраться на саммите в Москве. Это будет своего рода тест для организации. Но Александр Лукашенко полагает, что декабрьская сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ «грозит принятием серьезных решений».


«Грозит», разумеется, не в плане «угрожает». Хотя в военном деле грозный вид тоже имеет значение.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter