Команда МАЗ-СПОРТавто готовится принять участие в двух заключительных этапах чемпионата России

Один за всех и все — заодно

Команда «МАЗ-СПОРТавто» готовится выиграть «Дакар», несмотря ни на что

Новый, 2022 год Сергей Вязович встретил необычно. В этот праздник пилот и начальник «МАЗ-СПОРТавто» впервые за много лет оказался не за тысячи километров от Минска в стартовом городке ралли-рейда «Дакар», а дома, в кругу семьи. «Очень непривычно! Не в своей тарелке был не только я, но и все родные. Кроме того, мне впервые за семь лет удалось побывать на дне рождения сына — он родился 10 января, и у меня даже не получилось забрать его из роддома. Так что нет худа без добра», — говорит Сергей Вязович. 


О том, что команда «МАЗ-СПОРТавто» не выступит на «Дакаре-2022», стало известно чуть больше чем за месяц до старта ралли-рейда: белорусов убрали из списка участников после того, как Минский автомобильный завод попал в расширенный список санкций. На специальной пресс-конференции Сергей Вязович не скрывал эмоций:

— На мой взгляд, это недопустимо. Вся ситуация, наверное, перешла какую-то грань. Бесконечно издеваются над спортсменами. То заберут флаг, то отберут гимн. Теперь попытка отобрать автомобиль. Это не красит мировой спорт. Процесс решения этих вопросов с позиции силы недопустим. Мы крайне возмущены ситуацией. 

При любом раскладе, который получится с участием или неучастием команды «МАЗ-СПОРТавто» на «Дакаре-2022», мы продолжим делать как спортсмены ту работу, которую вели до этого.

Несмотря на все попытки добиться справедливого рассмотрения вопроса, принять участие в многодневке команда так и не смогла.

Цель отложена, но не забыта

— Трудно было найти мотивацию, чтобы продолжать работать и готовиться к соревнованиям. У всех была цель — выиграть «Дакар». Мы уже поднимались на вторую, третью ступень пьедестала, а тут мечта о победе начала отдаляться. Но, если говорить лично обо мне, за три дня до предполагаемого вылета на «Дакар» я заболел коронавирусом. То есть в любом случае этот ралли-рейд прошел бы без меня... Но команда, уверен, боролась бы за подиум, — говорит пилот. — Мы не опустили руки. Продолжили соревноваться. Заняли третье место на этапе Кубка России и в международном ралли «Шелковый путь». Выезжали на соревнования двумя экипажами, и везде с нами соперничали четыре экипажа команды «КАМАЗ-мастер». У нас были победы на спецучастках, ребята воспряли духом. В сентябре и октябре примем участие еще в двух этапах чемпионата России — в Ульяновске и Ростове. Нас сделали полноценными участниками этого турнира, поэтому поборемся за место на подиуме. Мы благодарны российской и белорусской автомобильным федерациям за то, что они проделали такую работу, объединив нас в один чемпионат. 

Сергей Вязович признается: конечно, обидно, что не смогли выступить на «Дакаре» и встретиться со своими друзьями и коллегами из иностранных команд. В то же время конкуренция на соревнованиях в России осталась высочайшей.

— По факту наш чемпионат сейчас самый сильный в мире. Есть такая поговорка: «Среди овец молодец, а среди молодцов и сам овца». Я даже хотел сказать ее организаторам «Дакара» — французам, но пока не нашел того варианта перевода, который точно отразил бы ее смысл. Из числа участников этого ралли-рейда вычеркнули нас. В «Дакаре-2023», скорее всего, не выступит и «КАМАЗ-мастер». У соревнований будет победитель, но в какой группе — среди молодцов или овец? Принесет ли удовлетворение победа, одержанная не в той конкуренции, которая могла бы быть, вый­ди на старт все сильнейшие? На бумаге тот или иной спортсмен может быть чемпионом. Но при этом он будет знать, что в мире есть с десяток людей из «КАМАЗ-мастер» и «МАЗ-СПОРТавто», которые, придя на гонку, заставили бы его коленки дрожать. Какой же это будет чемпион?

Подводя черту под этими рассуждениями, Сергей Вязович говорит: мечта остается мечтой — вернуться и выиграть «Дакар». И неважно, кто будет его организовывать.

— Перед «Дакаром-2021» я говорил о том, что спорт должен быть вне политики. Сегодня же понятно, что он стал одним из инструментов давления. Мы принимаем этот удар. Готовы перетерпеть это время и через упорство и спортивную силу доказать, что отстранение спортсменов от крупнейших соревнований было ошибкой, что спорт за это время многое потерял. И я говорю не только о нашем виде, о многих, где россияне и белорусы — лидеры. Всем, чтобы развиваться, нужна сильная и здоровая конкуренция. Сейчас ее нет. Несмотря на отстранение, по-прежнему соревнуемся с сильнейшими — мы и «КАМАЗ-мастер» подгоняем друг друга, не хотим уступать конкурентам. В сложившейся ситуации теряют все. Позиция у каждого человека может быть разной, но из-за этого не должны страдать сферы, которых эта позиция никак не касается. 

В будущее с большими планами

Окончательное решение относительно «Дакара-2023» еще не принято. Но Сергей Вязович особо не рассчитывает, что оно будет в пользу нашей команды:


— Заинтересованность со стороны организаторов в нашем участии есть, но они также испытывают огромное давление. Ситуация такова: мы, спортсмены, не находимся под санкциями, то есть можем выступать на соревнованиях с определенными ограничениями — в нейтральном статусе, как, например, теннисисты или некоторые велосипедисты. Но санкции наложены на наше предприятие, то есть на технике МАЗ нам стартовать запрещено. В прошлом году нам тоже говорили: приезжайте, но не на МАЗах. А для нас это неприемлемо — мы хотим и будем соревноваться только на наших грузовиках. Нашу команду отличает то, что я называю «три в одном»: мы белорусские спортсмены, наши экипажи состоят из работников завода и выступаем мы на белорусских машинах. Это огромная мотивация — побеждать за свою страну и завод. 

Команда «МАЗ-СПОРТавто» уже не раз заявляла о себе на самом высоком уровне. С каждым сезоном команда становится все опытнее. Совершенствуются и спортивные грузовики МАЗ, причем за обновление машин берутся, как только заканчиваются соревнования. Работа не останавливается и сейчас, хотя в условиях санкций доставать комплектующие стало куда сложнее.

— Даже серийные МАЗы собирали не только из белорусских деталей, — поясняет Сергей Вязович. — Наш автомобиль, за исключением двигателя и амортизаторов, собран из тех же комплектующих, что и вся техника, выпускаемая заводом, — просто от разных моделей взято что-то свое. Мосты в нашем грузовике, например, от полноприводных пожарных машин. Автоматическая коробка передач такая же, как стоит в рейсовых автобусах. Кабина серийная, пластик — тот, что производится в Осиповичах. Но да, двигатель спортивный — его мощность более тысячи лошадиных сил, а амортизаторы, установленные на нашем грузовике, в серии не используются — это нам приходится прыгать и летать по трассе… Сейчас с доставкой деталей зарубежного производства намного сложнее — ко многим мы не имеем доступа. Но, как и другие предприятия, заняты тем, чтобы найти альтернативу. Есть много заводов, выпускающих нужную нам продукцию, в России и дружественных странах. Так что, можно сказать, мы проходим период адаптации к новым условиям. Трудности есть, но нас они не пугают… 

past@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter