Гимнаст Дмитрий Касперович, отработав сезон в цирке «Дю Солей», открыл в Минске детскую школу

Один в зале воин

С кадрами в белорусской гимнастике беда. Чемпионов мирового уровня в ее истории хватит на целую книгу, но, покинув помост, они, как и большая часть воспитавших их тренеров, предпочли передавать свой опыт новым поколениям зарубежных спортсменов. Большей частью — в США. Там работают Иван Иванков и Светлана Богинская, там свою школу открыл Виталий Щербо... О масштабной белорусской гимнастической диаспоре на том берегу океана знает любой, хоть немного причастный к некогда весьма популярному в наших краях виду спорта. И потому инициатива участника Олимпийских игр и призера многих топ-турниров Дмитрия Касперовича уникальна уже по своей сути. Отработав сезон в знаменитом цирке «Дю Солей», он не просто решил вернуться в Минск, но открывает здесь свою детскую школу. Параллельно умудрившись спасти от «перепрофилирования» один из трех оставшихся в столице пригодных для занятий гимнастикой залов.



— Изначально я даже не планировал организовывать что-то подобное. Завершив карьеру, сунулся было в зал Дома офицеров, где я вырос, но там для меня не оказалось даже полставки. Представляешь, полтора миллиона не нашли, чтобы я с детьми смог работать! Пришлось искать счастья вне спорта. Попробовал организовать небольшой бизнес, что-то начало получаться. Через год мне все же разрешили тренировать, но с оговоркой, что я буду зарегистрирован как частный предприниматель и буду арендовать время в зале...

— Объясни парадокс: в гимнастике постоянно поднимается вопрос нехватки тренерских кадров, а тебе с таким спортивным опытом ставят палки в колеса?

— Для меня самого это стало загадкой. В гимнастике ведь разъехались все, кто мог. Никого не осталось, да и новых тренеров готовить стало, по сути, некому. Но в моем случае проблема заключалась в том, что Министерство обороны, в ведомстве которого, понятное дело, находится и зал в Доме офицеров, посчитало гимнастическую школу нецелесообразной. У них в приоритете другие виды: стрельба, гандбол... Решили перепрофилировать зал и зарабатывать на нем деньги.



— А тебе это все зачем? Уехал бы, как все белорусские гимнасты, за океан...

— Предложения были. Если ты достигаешь определенного уровня, то у тебя всегда будут какие-то знакомства, предложения. Так что если бы у меня было большое желание, то сейчас, наверное, поднимал бы гимнастику где-то в других краях. Но тут ведь семья, как раз пополнения ждали... В общем, не до переездов было.

— Но в цирк «Дю Солей» ведь поехал...

— Это раньше было. Да и давно хотел попробовать. Отослал видеозапись своего выступления на соревнованиях, написал резюме. Пригласили на стажировку. Причем, как спортсмена с именем, пригласили как бы вне конкурса. Мне и еще трем парням — из России и Украины — нужно было не «бодаться» с другими кандидатами, а целенаправленно готовиться, чтобы войти в программу вместо тех, кто уходил из-за травм или других причин. Четыре месяца в Канаде тренировались, но вариант все равно получился очень недолгим. Шоу решили закрыть: сам цирк постепенно меняет свою философию в сторону более танцевальных, а не силовых, номеров. Короче, не сложилось. А цепляться там любой ценой, чтобы остаться, я не хотел. Изначально рассчитывал просто попробовать и вернуться домой. В Штаты к нашим соотечественникам проситься — тоже не вариант: у всех свои дела, свой бизнес...

— Одним из пунктов программы организованного тобой клуба спортивно-оздоровительной гимнастики «Каспер» является «стремление восстановить традиции гимнастики». Это как понимать?

— Этот зал — не из новых. С традициями. Здесь в разные годы тренировались и Ваня Иванков, и Андрей Евсиков... Поэтому целью клуба я вижу не создание «кружка по интересам», а возвращение той подготовки, конкуренции и отбора, которые в гимнастике существовали во времена СССР. Все же видят, что с нашим видом спорта творится — нужно что-то делать.

— Популярность гимнастики сегодня также не на высоте: не было опасения, что проект окажется попросту невостребованным?

— Это зависит исключительно от тренера. Поэтому я сам хожу по садикам. Предлагаю, рассказываю, приглашаю. Другого пути просто нет.

— Большинство наших бывших топ-спорт-сменов считают, что с их опытом и регалиями нужно тренировать, как минимум, сборную, а не малышей по садикам собирать...

— Я был спортсменом, но это — в прошлом. Сейчас я — тренер, и потому не вижу ничего странного в том, что провожу набор. Хотя пока процесс идет сложно. Если тебе не идут навстречу, не помогают, то прожить детской гимнастикой в Беларуси достаточно непросто. Хотя, с другой стороны, за неполный прошлый год, когда и школы-то еще не было, удалось набрать человек 40. Это даже больше, чем я рассчитывал.

— А говорят, что поколение стало слабое, спортом не интересуется, и выбирать не из кого...

— Обычное поколение. Можно подумать, что раньше богатыри были. Всегда в секцию приходил разный контингент детей, с разной «конституцией» организма, с разными характерами. Просто с ними работать надо — отбор никто не отменял, — а с этим в последнее время сложно... 

— Виталий Щербо рассказывал, что в его школе основную массу составляют платные группы, которые позволяют содержать атлетов, работающих на результат. В твоей школе будет такая же схема?

— В Америке спорт изначально большей частью направлен на оздоровление, а не на результат. И объясняется это тем, что родители больше хотят оздоровить своих детей, нежели добиться какого-то спортивного результата или заработать на этом. Если у парня или девушки обнаруживается талант, тренер обычно старается найти контакт с родителями, предлагает им какие-то варианты, перспективы... Поэтому и нам в гимнастике изначально нужно делать упор на оздоравливающий эффект. Тем более, тут и придумывать ничего не надо: гимнастика лежит в основе не только большинства видов спорта, но и гарантирует хорошую физическую форму. Только потом, отобрав лучших, можно начинать постепенно думать о результате.

— А не боишься, что когда начнутся нагрузки, «будущие чемпионы» начнут банально разбегаться?

— Это уже зависит от тренеров. Их главной задачей во все времена было найти правильную мотивацию. Если ее нет, то, по какой бы современной программе ты ни работал, ребенок все равно уйдет. Но о подобных вариантах я даже не думаю. Куда больше меня беспокоит, что через какое-то время зал все-таки решат закрыть. Знаешь ведь какой у нас зачастую используют принцип? Вы сначала покажите результат, а потом будут и залы, и условия. В гимнастике так невозможно. И, в конце концов, я ведь едва ли не единственный из тех, кто добывал награды для Беларуси на гимнастическом помосте, решил остаться и развивать свой любимый спорт здесь. Неужели такие инициативы действительно не нужны?

komashko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter