Профсоюз поможет работнику обеспечить свои права

Один в поле не воин

Могилевчанин Андрей Бондарев устроился работать на частное предприятие, зарегистрированное в Могилевском районе, в феврале прошлого года. Несмотря на то что представители его профессии — специалисты по продвижению интернет-сайта — сегодня на вес золота, руководство фирмы не больно-то его ценило. Трудовое законодательство нарушалось постоянно.


В  обязанности 28-летнего парня входило написание текстов в блоги, создание и редактирование баннеров, переписка с рекламными площадками, мониторинг актуальных тем и многое другое. При этом с должностными обязанностями под подпись его не ознакомили. Все задачи ставились в устной форме или через мессенджеры. С Бондаревым не заключили трудовой договор в письменной форме, ограничились записью в трудовую книжку. Зарплату тоже оговорили устно: 1200 рублей в месяц, включая 480 рублей оклад, остальное — премии.

В сентябре он оформил две недели отпуска, однако отдохнуть не дали: руководитель заявил, что заменить специалиста некем, пришлось Андрею выполнять все это время свои должностные обязанности в удаленном режиме. А 19 марта этого года директор собрал подчиненных и сказал: платить зарплату нечем, так как иссяк основной источник дохода. Он потребовал, чтобы все написали заявления на отпуск без сохранения заработной платы в связи с производственной необходимостью до 29 апреля.

Вместе со всеми ушел в неоплачиваемый отпуск на 1 месяц и 10 дней и Бондарев. Но уже 25 марта руководитель позвонил ему и попросил поработать дистанционно с отсрочкой оплаты на два-три месяца. Андрей согласился. Однако, видя, что фирма ненадежная, парень вскоре решил поменять работу. 25 мая он уволился по соглашению сторон. Но полюбовного расставания не получилось.

С бывшим работником, похоже, решили не церемониться. За последний рабочий месяц зарплату недоплатили. Окончательный расчет произвели не в день увольнения, а только 9 июня. Компенсацию за неиспользованный отпуск выплатили за двенадцать дней вместо положенных восемнадцати. С приказом об увольнении и вовсе ознакомили только 18 июня, тогда же выдали трудовую книжку. А как известно, при задержке выдачи трудовой книжки по вине нанимателя работнику выплачивается средний заработок за все время вынужденного прогула.

Андрей попробовал отстоять свои права в кабинете руководителя, но тот указал на дверь. Главный бухгалтер тоже не стала его слушать. Тогда молодой человек обратился к главному правовому инспектору труда Могилевского областного объединения профсоюзов Инне Чеботаревской, которая сначала связалась с нанимателем и попыталась решить вопрос мирно, однако тоже не нашла общего языка с директором фирмы. После этого она помогла Андрею составить исковое заявление в суд с требованиями взыскать с нанимателя недоплаченную заработную плату, денежную компенсацию и средний заработок за период вынужденного прогула. Суд удовлетворил требования Бондарева, деньги — более 1000 рублей — ему уже выплачены.

Надо сказать, что в фирме, где работал Андрей, не было профсоюзной организации. Пришлось отстаивать свои права чуть ли не в одиночку. Как известно, профсоюзные инспекторы консультируют и тех, кто не состоит в профсоюзах, помогают таким людям составлять иски в суды, однако их интересы в отличие от тех, кто состоит в профсоюзах, в судах не представляют. Сегодня Бондарев уверен: профсоюзные организации должны быть на предприятиях любой формы собственности.

С начала года в Могилевской области создано более 130 новых первичных профсоюзных организаций, 60 % которых приходится на организации частной формы собственности. А всего на Могилевщине на начало 2020 года зарегистрировано почти 2,8 тысячи первичек: на госпредприятиях — 1 миллион 86 тысяч, на частных — 932. Они объединили в своих рядах более 366 тысяч человек, или 96,6 % работников предприятий и организаций региона. Кстати, примерно такой же процент работников состоит в профсоюзах и в других регионах страны.
Главные цели каждой профсоюзной организации — достойная оплата труда для своих членов, улучшение условий их работы и получение дополнительных выплат и льгот. И это применимо к компаниям любой формы собственности. Поэтому требование Президента о необходимости создания профорганизаций на всех частных предприятиях продиктовано самой жизнью. Особенно актуально это в период, когда из-за карантинных мер по всему миру сужаются рынки сбыта. Как защитить граждан? Это забота не только государства, но и делового сообщества.
Профсоюзы серьезно поддерживают тех, кто состоит в их рядах. К примеру, в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой в Могилевской области создан Фонд помощи — около 1 миллиона 800 тысяч рублей. Тяжело перенесшие заболевание работники получили материальную поддержку, были перечислены деньги организациям на закупку дезинфицирующих и обеззараживающих средств и средств индивидуальной защиты.

Ежемесячно профсоюзные органы Могилевской области проводят мониторинг своевременной выплаты зарплаты и иных выплат, в том числе отчислений в страховой фонд. Только в сентябре этого года сроки выплаты зарплаты нарушили 3 организации, еще 3 несвоевременно перечислили алименты. С начала 2020 года допустили различные нарушения 29 организаций Могилевской области. Профсоюзы вмешиваются, призывают нанимателей к порядку.

Представители профсоюзов постоянно посещают трудовые коллективы, чтобы выявить проблемы в сфере занятости и социальных гарантий, информируют работников об экономической ситуации в стране и мерах по социальной защите населения. За январь — октябрь этого года правовые инспекторы труда региона возвратили работникам около 55 тысяч рублей, не выплаченных в установленные сроки. Также за этот период работникам дано около тысячи бесплатных юридических консультаций по вопросам защиты социально-экономических прав и интересов.

Председатель Могилевского областного объединения профсоюзов Дмитрий Янков комментирует:

— В последнее время в регионе создавалось не менее 200 первичных профсоюзных организаций ежегодно, в прошлом году — 220. Однако количество юридических лиц, не имеющих профсоюзных организаций, постоянно уменьшается, поэтому в этом году план у нас меньше — создать 150 первичек. Конечно, не все представители бизнеса и их наемные работники понимают, что первичные профсоюзные организации необходимы, не все поначалу стремятся вступать в профсоюзы. Но мы встречаемся с трудовыми коллективами, работаем с ними индивидуально. Объясняем, что одному работнику, которого, к примеру, незаслуженно уволили, непросто отстоять свои интересы перед нанимателем — разговора может не получиться. Коллектив всегда должен помогать человеку, социальный диалог легче выстраивать с помощью профсоюзов. Большинство представителей трудовых коллективов слышат наши доводы.

МНЕНИЕ

Наталья Маковская, проректор по научной работе Могилевского государственного университета имени А. А. Кулешова, доктор экономических наук, профессор:

— Профсоюзы существуют во всех европейских странах и США. Ведь первые тред-юнионы — профессиональные союзы рабочих — появились в Англии еще в XVIII веке, чтобы бороться с жестокой эксплуатацией капиталистами. Несмотря на то что во всех странах, где сегодня действуют профсоюзы, соблюдается принцип трипартизма — регулирование трудовых и экономических отношений, основанное на равноправном сотрудничестве представителей наемных работников, органов государственной власти и нанимателей, — существуют зависимые и независимые профсоюзы.

Зависимость или независимость определяется политикой государства, которое решает, кто содержит профессиональные объединения наемных работников, финансирует их деятельность. К примеру, в США с развитой рыночной экономикой профсоюзы состоят на содержании крупных корпораций. И, чтобы защитить свои интересы, нередко корпорации платят профсоюзной верхушке немалые зарплаты, иногда даже включают профсоюзных боссов в советы директоров компаний. Конечно, в такой ситуации наемным работникам сложнее отстаивать свои интересы, профсоюзная верхушка легко меняет свои взгляды и решения.

В социально ориентированных государствах, таких как Германия, Беларусь, профсоюзы выступают посредниками между нанимателями и работниками за счет государства и более успешно справляются с возложенными на них задачами.


В ТЕМУ

Федерация профсоюзов Беларуси — самая массовая общественная организация страны, объединяющая 4 миллиона человек. Об этом сообщается на сайте ФПБ. В нашем государстве выстроена система социального партнерства. В ее основе — диалог между тремя сторонами: нанимателями, профсоюзами и органами власти.

Национальный совет, действующий в Беларуси, раз в три года подписывает Генеральное соглашение, где все три стороны — Правительство, объединения профсоюзов и нанимателей — берут на себя определенные обязательства: каких показателей планируется достигнуть в экономике и оплате труда, какие рабочие места будут созданы. В документе закрепляются дополнительные гарантии работникам. Такой же социальный диалог необходим на каждом предприятии. Именно профсоюз представляет интересы работников перед нанимателем, в том числе при заключении коллективного договора.

mendeleva@sb.by

Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter