Один рубль вкладываешь — десять имеешь

Все познается в сравнении. Даже неискушенный пассажир заметит разницу, например, между украинскими и отечественными дорогами. Преодолевая после отпуска расстояние от Крыма до столицы Беларуси, я свой выбор сделал в пользу последних – слишком уж нервно дрожал туристический автобус, откликаясь на ухабы и канавы давно не ремонтированных трасс нашей юго-восточной соседки.
Все познается в сравнении. Даже неискушенный пассажир заметит разницу, например, между украинскими и отечественными дорогами. Преодолевая после отпуска расстояние от Крыма до столицы Беларуси, я свой выбор сделал в пользу последних – слишком уж нервно дрожал туристический автобус, откликаясь на ухабы и канавы давно не ремонтированных трасс нашей юго-восточной соседки. И все же белорусские дорожники не обольщаются. Сравнивать свои показатели нужно всегда с лучшими, а не с худшими странами, считают они. А здесь у нас не все так гладко, как хотелось бы. Лишь половина дорог Беларуси сегодня соответствует нормам. Последний осмотр дорог специалистами департамента «Белавтодор» показал: 5,5 тысячи километров признаны далеко не идеально ровными. Почти 7,6 тысячи километров трасс не могут похвастать достаточной прочностью дорожной одежды. Не соответствуют нормам также 40 процентов мостов и путепроводов, расположенных в республиканской сети. А 378 сооружений и вовсе получили довольно низкую оценку. По словам первого заместителя директора департамента Геннадия Чепцова, в последние годы на покрытии республиканских дорог виден неуклонный рост дефектов. Как диагноз звучат следующие дорожные болезни: колейность, появление выбоин, образование трещин, шелушение. Оценка состояния проезжей части свидетельствует — покрытия автодорог служат на пределе. Незамедлительного текущего или капитального ремонта требуют свыше 3,2 тысячи километров, или более одной пятой от общей протяженности республиканской сети. При этом государственная программа ремонтных работ «закрывает» лишь половину из них. Что предполагается реконструировать в первую очередь? Участки трасс с дефектами, угрожающими безопасности дорожного движения. Не последнюю роль в этом сыграет печальная статистика погибших в ДТП – почти тысяча смертей в год. Безопасность движения – это и качество автомобильных дорог, дорожных сооружений, которые в основных фондах страны составляют около 10 процентов. Причем сохранность этого богатства зависит не только от дорожников и представителей силовых ведомств. Анализ причин ДТП свидетельствует — примерное соотношение нарушителей Правил дорожного движения по категориям их участников сохраняется из года в год. В частности, по вине водителей транспортных средств происходит примерно 74 процента аварий, по вине пешеходов — 18 процентов ДТП, и лишь 6 сотых происшествий совершается из-за неудовлетворительных дорожных условий. Так, в минувшем году из 7210 ДТП по вине дорожных служб произошло 475 трагедий. Но такое состояние дорог, как отмечает старший инспектор по агитации и пропаганде пресс-службы УГАИ МВД Анна Галдыцкая, как правило, сопутствующее звено, которому предшествует человеческий фактор. Увы, не стало правилом возмещение ущерба, причиненного дорогам и дорожным сооружениям в результате аварии за счет виновного в аварии. Хищение и поломка дорожных знаков – еще одна «болезнь» белорусских дорог и прямая угроза безопасности дорожного движения. Так, в 2002 году на республиканских автомобильных дорогах потери от вандализма составили 162 миллиона рублей. В 2004-м эта цифра вновь превысила 100 миллионов рублей. «Белавтодор» сегодня обязал руководителей предприятий республиканских и местных автомобильных дорог по каждому факту кражи, мелкого хищения и повреждения автомобильных дорог и сооружений направлять материалы в территориальные органы МВД с приложением калькуляции на восстановление похищенного или поврежденного имущества. В случае отказа виновных лиц от возмещения ущерба предлагается направлять заявления в территориальные суды. А при выявлении ущерба, связанного с ДТП, — в страховые организации на выплату возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности. К слову, расчеты, разработанные Мировым банком экономического развития, показывают следующее. Выгоды за счет улучшения состояния сети дорог от удовлетворительной до хорошей оценки на один легковой автомобиль дают выигрыш в 6,73 доллара, на автобус — 74,6 доллара, двухосный грузовик — 67,6 доллара на тысячу километров пробега. По всему автомобильному транспорту выгоды от такого улучшения превысят 632 миллиона у.е., а экономия топлива — более 38 миллионов литров. Значит, улучшая дороги, мы не только бережем жизни наших сограждан, но и заботимся об экологии. А что в Беларуси? По словам первого заместителя директора департамента «Бел- автодор» Геннадия Чепцова, сейчас в отрасли крайне низкие объемы капитального ремонта: в программе этого года значится лишь 390 километров. По нормативам, капитальный ремонт дорог с гравийным покрытием следует проводить через 9 лет, с асфальтобетонным — через 14 лет. Учитывая нынешние темпы и затраты, восстановленные в этом году участки дорог общего пользования попадут в график капитального ремонта в среднем… через 180 лет. Ремонт на трассах республиканской сети возможен только через 50 лет, а для местной сети цифры и вовсе выглядят удручающими. Дорожники смогут привести их в порядок через… семь веков. Расчеты показывают, что в прошлом году срок окупаемости средств республиканского дорожного фонда не превысил полугода, а отдача от одного вложенного в cодержание дорог рубля — десять рублей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter