Один пропущенный звонок
28.01.2009
Однажды вечером под покровом плотного тумана и обманчивого света вечерних фонарей столицы, сбежав от мирской суеты, Елена Попова, драматург с европейским именем и устойчивой репутацией интеллектуала, в окружении преданной свиты ступила на скользкое крыльцо Минского областного драматического театра. Располагается этот театр, если кто–то забыл, вовсе не в столице, а в тихом и гостеприимном Молодечно. В этот вечер в театре давали премьеру пьесы Поповой «Маленький мир», переведенной на белорусский язык Раисой Боровиковой и поставленной режиссером Аллой Полухиной, долгое время возглавлявшей Большой театр кукол в Санкт–Петербурге. В данный момент Полухина преподает в Белорусской государственной академии искусств.
Если добавить, что в спектакле «Маленький мир» — четыре женские роли, то с полным правом можно сказать, ни в коем разе не вкладывая в это негативный смысл, что спектакль этот женский, не избежавший прямой, высказанной вслух эмоциональности. По мнению режиссера, именно мелодрамы сегодня не хватает нашему театру: мелодрамы настоящей, со щемящим послевкусием. «У меня ощущение невыкатившейся слезы» — так уже сама драматург определяет это самое послевкусие от премьеры. Хотя «Маленький мир» наотмашь определен как «жесткая мелодрама», ничего «жесткого» даже при ближайшем рассмотрении в рассказанной истории нет. Она абсолютно безопасна для психики, как вечернее чаепитие в кругу родных.
Пока столица тщетно жаждет свежих театральных впечатлений, а сами театры сотрясают кадровые перестановки, в провинции по–прежнему тихо. Здесь все так же есть необходимость в таких аккуратных спектаклях для дисциплинированного, аккуратного зрителя, получающего согласно купленному билету свою порцию эстетического удовольствия. Какими аплодисментами закончилась премьера! Не каждый вечер они звучат в Минске.
После премьеры творческий тандем Аллы Полухиной и драматурга Елены Поповой искрил взаимными комплиментами, поздравляя с успехом. И в этих фонтанирующих, энергичных «железных леди», в чем–то схожих даже внешне, чувствовалась хватка опытных профессионалов, научившихся выживать в нашем театральном террариуме при любом климате. Даже тогда, когда в террариум прекращается подача кислорода.
Право художника — самому выбирать, в каком регистре ему играть. И когда опыта и мастерства достаточно, кажется, что есть особый шик в том, чтобы использовать не весь арсенал навыков, а минимальное количество средств. Не сомневаюсь, что драматург могла построить интригу совершенно по–другому, написать иные характеры, но решила сыграть именно такой этюд в формате «4+1». Этюд скромный и не пытающийся выдать себя за симфонию.