Один порог, но разные дороги

На вопросы корреспондента “НГ” ответил вице-президент Российской академии образования, доктор педагогических наук, один из идеологов ЕГЭ в России Виктор Болотов

На вопросы корреспондента “НГ” ответил вице-президент Российской академии образования, доктор педагогических наук, один из идеологов ЕГЭ в России Виктор Болотов:

— Виктор Александрович, идем ли мы к тому, чтобы школьники Беларуси и России сдавали единые экзамены, дающие право поступать в любое учебное заведение обеих стран?

— Вопрос о полной унификации систем образования Беларуси и России не стоит, не надо путать единое образовательное пространство с общим. У Беларуси и России общее образовательное пространство, то есть одинаковые подходы, но решение проблемы каждая страна ищет самостоятельно.

А вот устанавливать пороговые значения вступительных испытаний можно по единым принципам. Мы обсуждали эту проблему с министром образования Республики Беларусь Сергеем Маскевичем, и в России это актуальная тема. Вполне возможны разные пороги по разным специальностям. Ну не может будущий учитель физики или математики усвоить свой предмет в школе на 10 баллов по 100-балльной шкале. Чему он детей учить будет?

— Какие проблемы в системе образования наших стран сегодня выходят на первый план?

— Очень острая проблема России в том, что увеличивается разрыв между сильными и слабыми школами: сильные уходят все выше и выше, слабые все ниже и ниже. Наши ближайшие шаги будут направлены на уменьшение этого расстояния, будем “подтягивать хвост”. Я думаю, для Беларуси тоже важно подтягивать отстающие учреждения образования.

Серьезная проблема для нас и педагогические кадры: качественный отбор студентов, подготовка молодых специалистов, повышение квалификации учителей. К сожалению, не самые лучшие абитуриенты идут в педагогические вузы, а потом не самые лучшие выпускники вузов остаются в школах. К счастью, для нас в ряде регионов эта ситуация начала меняться, балл по ЕГЭ поступающих в педагогические вузы растет.

Мы обсуждаем возможность введения испытания на профессиональные склонности. Упрощенно оно может выглядеть так: человеку обрисовывается конфликтная ситуация, которая может произойти в его классе, а он рассказывает о своих действиях. Думаем о педагогической интернатуре — чтобы молодой человек мог на первом году работы в школе оставаться учеником и иметь сопровождающего учителя.

Еще одна российская проблема в Беларуси решена: это начальное и среднее профессиональное образование. Вы в этом смысле впереди всего постсоветского пространства, потому что сохранили систему профтехобразования и при помощи ресурсных центров держите профессиональную подготовку на высоком уровне.

— Вас называют идеологом Единого государственного экзамена в России, поэтому третий вопрос о ЕГЭ. Каждый год с ним связаны какие-то скандалы — коррупция, утечка информации, списывание... А в Беларуси централизованное тестирование проходит спокойно и без криминала. Не хотите заимствовать наш опыт?

— Есть три существенных различия между нашими странами. У вас максимально упрощенная процедура — это раз. Во-вторых, все пункты проведения испытаний в Беларуси в зоне прямой видимости. А в-третьих, с вашим президентом не забалуешься...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter