Один на один с небом

Первые белорусские беспилотники-автоматы обойдутся в $ 250.000

Первые белорусские автоматические беспилотники будут стоить 250 тысяч долларов

На Минском авиаремонтном заводе собрали первый в СНГ автоматический беспилотный самолет. Аппарат небольшой — 3 метра в длину и легкий — всего 65 килограммов. Но зато название у него вполне летное — «Филин». Интересно, что в отличие от большинства «беспилотников», которые возвращаются на землю с парашютом, эта «птица» взлетает и приземляется автоматически. Чтобы узнать, как это у нее получается, и посмотреть на другие особенности аппарата, отправляемся на завод.

Вместе с Олегом Манченко, главным инженером Минского авиаремонтного завода, проходим в лабораторию новых разработок. За большой дверью, куда посторонним вход воспрещен, небольшое четырехкомнатное помещение. Трудятся здесь 15 человек, беспилотники они собирают вручную.

— Тут изготавливают детали корпуса, — проводит нас Олег Нестерович. — Каждый элемент специалисты вырезают из стеклоткани по макету.

Затем его кладут в специальную форму, смазывают клеем. Наверх помещают еще одну точно такую же «выкройку». И так несколько слоев. Когда ткань высыхает, получается нужная разработчикам деталь.

Кипит работа и в следующем помещении. Здесь «элементы конструктора» скрепляют в фюзеляж , или, говоря проще, корпус самолета. И оснащают электроникой. Полностью один беспилотник собирают шесть месяцев.

— 90 процентов комплектующих у нас белорусские, — включается в разговор Евгений Вайцехович, генеральный директор Минского авиаремонтного завода. — Тут только двигатель немецкий и приводы рулевых машинок. Поэтому наши беспилотники в 10 раз дешевле, чем, например, американские.

Кстати, начальная цена такого самолета — 250 тысяч долларов. Но в зависимости от его «нафаршированности» она может варьироваться до полумиллиона.

Подходим к практически готовой модели.

— Скорость нашего стандартного беспилотника — 120 км/ч, объем бака — 5 литров, время в полете — час, — перечисляет гендиректор. — Но при желании заказчика мы можем менять характеристики. Например, увеличить бак до 10 литров, и тогда скорость и время полета аппарата также увеличатся вдвое.

Интересно, что на высоте, например, тысячи метров аппарат в воздухе не только не слышен, но и не виден.

— Когда снимали на видео пробные полеты беспилотника, если теряли его из виду, не могли разглядеть, — подходит к нам Сергей Тыцык, директор фирмы «КВАНД ИС», которая разработала систему автоматического управления аппарата.

Рядом с самолетом стоят макеты двух грузовиков.

— Одна машина нужна для транспортировки, причем помещается в нее 2—3 аппарата. В другой находится система управления, — рассказывает Олег Манченко. — Сейчас мы делаем их на основе МАЗов, но можем использовать и иностранные грузовики.

Управлять беспилотником оказалось легко.

— Сначала в специальной программе задаем маршрут, высоту и еще несколько зависящих от цели полета параметров, — показывает Сергей Тыцык. — Когда мы его попробовали запустить, аппарат приземлился, отклонившись всего на 2 метра. Причем из-за неточности карты.

— Если сигнал со спутника будет утерян, то самолет вернется на место взлета, — поясняет Сергей Александрович. — В случае, когда посадка на полосу невозможна, выпускается парашют. Кстати, если перед запуском парашют забудут уложить, самолет не взлетит.

На фоне больших самолетов, которые стоят на территории авиазавода, беспилотник кажется игрушечным. Вот только функции у него совсем не детские. Кроме военной сферы, с его помощью можно проводить поисково-спасательные работы, патрулировать границы и даже делать метеорологические прогнозы.

Сейчас на авиазаводе готовятся к серийному производству беспилотников. Продавать их планируют не только в Беларуси, но и в страны СНГ, Африки и Латинской Америки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter