Один на один

Совместимы ли понятия “мать” и “одиночество”? Матери-одиночки — примета нашего времени. Конечно, в послевоенные годы женщин, вынужденных растить детей без мужей, было не меньше, а больше. Но в наши дни этот вариант женской судьбы нередко становится сознательным выбором, причем все более популярным в мире. По некоторым статистическим исследованиям, около 30 процентов детей в России появляются на свет у матерей-одиночек. В США согласно статистике этот показатель составляет 33 процента. В Англии и Финляндии не состоят в браке соответственно 38 и 37 процентов женщин, решивших стать мамами. А лидируют по количеству союзов мать — дитя, в которых не участвуют мужчины, Швеция (где 54 процента женщин рожают “для себя”) и Исландия (здесь матери-одиночки производят на свет около 64 процентов новорожденных). О размахе этого явления в нашей стране я поневоле задумалась, когда недавно легла на сохранение в одну из больниц Минска: оказалось, что в палате из нас шестерых, готовящихся в ближайшее время стать мамами, четверо (60 процентов!) будут матерями-одиночками. Случайный социальный срез, конечно, не может заменить статистическое исследование, но недвусмысленно говорит о том, что Беларусь, по крайней мере в данном вопросе, — страна вполне европейская.

жизненный путь матери-одиночки — это лучший способ для современной независимой женщины обрести счастье материнства, оптимальный выбор для жительницы третьего тысячелетия? Или черное предательство мужчины, незаслуженно постигшее женщину? Мнения моих соседок по больничной палате в роддоме разделились. Ведь и судьбы у них при всей схожести разные...
Анастасия
Не утратившая грации даже на исходе седьмого месяца беременности,  внешне (может быть, кошачьим разрезом зеленых глаз) чем-то неуловимо напоминающая львицу, Настя к 29 годам достигла многого.  Она может похвастаться солидной зарплатой: несмотря на молодость, занимает достаточно высокую руководящую должность на крупном предприятии. Ездит не на общественном транспорте, а на собственной машине, имеет квартиру в довольно престижном районе Минска, стильно и дорого одевается. С юности профессионально занималась бальными танцами и не бросила этого занятия, став взрослой. Настя привыкла, что мужчины оборачиваются ей вслед. С ней даже и сейчас иногда, не разглядев живота, знакомятся на улицах...
Замуж Настя вышла в 22 — не поздно, не рано. Муж пришелся родителям по душе — два высших образования, престижная работа, спортивный разряд. Брак был образцово-показательным: если и бывали супруги недовольны друг другом, то претензии высказывали не повышая голоса, вместе искали компромисс. Вот только детей у них не было. Причину врачам установить не удалось, вроде оба здоровы. Так же интеллигентно через шесть лет супруги развелись. А буквально через месяц после развода Анастасия случайно познакомилась на каком-то торжестве с младшим братом коллеги своей близкой подруги. Парню едва исполнилось 20. Чувство было настолько сильным, что всегда благоразумная Настя утром проснулась в постели нового знакомого, студента-второкурсника. Продолжения роман не имел: Денис искал встреч, но Настя решила — ни к чему все это. А потом вдруг с изумлением поняла: она беременна!
Нет, Настя не помышляла об аборте. Ее не волновала материальная сторона предстоящего материнства. Но выросшая в полной, благополучной семье, Настя пришла в ужас от мысли, что у ее малютки не будет отца. Бывший муж ее не принял, хотя, пока не знал о беременности Насти, каждый день звал назад. А Денис... С ним Насте поговорить так и не удалось. Узнав от своей старшей сестры (той рассказала ее коллега, которая одновременно была подругой Насти) о своем внезапном отцовстве, он стал от Насти по-мальчишески прятаться. Вплоть до того, что, увидев Настину машину в своем дворе, разворачивался, пряча лицо, выходил на улицу и смешивался с толпой.
Настя не оставляет надежды после родов женить на себе отца ребенка или хотя бы поговорить с ним. О любви к Денису речь не идет, а значит, и о гордости думать нечего. У малыша должен быть отец — так всегда утверждала Настина мама, и Настя с этим от души согласна.
Снежана
Снежке не досталось от природы ни ярких глаз, ни густых волос, ни статной фигуры — ничего, привлекающего внимание. К тому же она не пускает в ход женских уловок, чтобы быть привлекательнее. Снежана — маляр-штукатур. Старательная и ответственная, она на хорошем счету в родном СПМК. Ей 23. В 20 познакомилась с парнем, коллегой-строителем. Полюбила. Позвал к себе жить — пошла. Сергей был добрым и ласковым к Снежке, когда не бывал пьян. Выпивал он сначала только по праздникам. Правда, семья у него, бедного, была!..  И мать, и отец  запойно пьющие, нигде не работающие. На плечи Снежаны легли заботы о запущенной квартире и о родителях суженого.
Засучив рукава, Снежка вымела из комнат тараканов, повесила на окна шторы, выбила пыльную ковровую дорожку. Три года она не покладая рук убирала и стелила постели, готовила завтраки-обеды-ужины, обстирывала все семейство. Все заработанные деньги отдавала в их общий с Сергеем бюджет. За эти средства сделали в квартире ремонт, покупали обновки Сергеевым родителям, оплачивали коммунальные счета...
Снежана была на четвертом месяце беременности, когда умерла мать Сергея. С горя сын ушел  в  запой  вместе с отцом. Пьяный кричал на Снежку и даже один раз ударил. Две недели назад, на шестом месяце беременности, она вернулась к матери. Говорит, мама ее одна воспитала, и она свою дочурку воспитает сама. Сергей ей пока не звонил: может, еще не заметил ее отсутствия?..
Ксения
Под густой русой челкой — глаза на пол-лица, как у героев японского аниме. Этому эльфу недавно исполнилось 16. Ксюша выглядит беспомощной и непрактичной. Она росла единственным ребенком в семье, старательно оберегавшей чадо от жизненных бурь. В 15 забеременела — половое созревание, первая любовь, “дискотечный” вариант секса. Узнав об интересном положении дочери, родители уговорили ее родить и отдать малыша им на воспитание: появится у Ксюшеньки младший братик. Малыш, конечно, будет “числится” Ксюшиным сыном, но материнство не помешает их девочке ни в вуз поступить, ни замуж выйти. “Счастливый” отец (тоже несовершеннолетний) за две недели не позвонил Ксении ни разу.
Евгения
Язык не поворачивается называть ее Женей — именно Евгения,  даже, пожалуй, Евгения Александровна.  Уверенная в себе, спокойная и рассудительная, эта 34-летняя женщина когда-то была  веселой и немного безалаберной студенткой иняза. Замуж выскочила по любви, в 19 лет. В 20 родила первенца, следом еще одного. Когда Евгении исполнилось 22, муж уехал на заработки в Германию. Там встретил свою судьбу, а с белорусской женой развелся... С тех пор о бывшем муже Евгения ничего не знает. Алиментов он ей не платит — из гордости отказалась. Это уж потом, в одиночку поднимая двоих сыновей, эмоциям начала предпочитать практичность. Не растерялась, не впала в отчаяние, и теперь имеет собственный бизнес, хорошо зарабатывает. Замуж больше не собирается. Считает себя социальноуспешной матерью, а свою семью — полной, крепкой и счастливой. Теперь вот решила родить третьего ребенка — только для себя, без всяких перспектив замужества. Говорит, если и выйдет еще раз замуж, то уж точно не из необходимости дать хоть какого-нибудь отца своим детям. Мать двоих сыновей теперь хочет родить девочку. УЗИ подтвердило: так и будет.
Родить “для себя”
Еще 10—15 лет назад женщина, решившаяся родить без мужа, должна была быть готова к косым взглядам и кривым улыбкам за спиной. Но времена меняются, изменились и нравы. Словосочетание “мать-одиночка” перестало произноситься с осуждением. Сейчас уже многие утверждают, что именно матери-одиночки, решившиеся реализовать свое природное предназначение несмотря на то, что сегодня в мире прекрасный пол почти в два раза преобладает над сильным и спутника жизни многим не хватает просто по объективным причинам, решат демографическую проблему.
Все мои собеседницы независимо от своих жизненных убеждений сошлись во мнении по нескольким вопросам. Конечно, психологи утверждают, что дети из неполных семей приобретают комплексы, от которых очень сложно избавиться во взрослой жизни. У них в сознании нет модели полной семьи, а потому строить свою собственную “ячейку общества” им очень трудно. Да, ребенок имеет право на то, чтобы у него был отец, в котором у каждого малыша, что ни говори, есть потребность. Но сравнивая небытие с бытием любой нормальный человек, не задумываясь, сделает выбор в пользу жизни. То есть родить, даже будучи одинокой, гораздо гуманнее, чем сделать аборт, считая, что ребенок был бы несчастен в неполноценной семье...
И еще одно мнение, оказавшееся общим у моих респонденток с такими разными судьбами. Решение родить “для себя” едва ли сильно отличает “одиночек” от “классических” матерей. В браке или не в браке производит на свет женщина новую жизнь, едва ли найдется мать, которая рожает ребенка не для себя. И вообще, мать-одиночка — смысловой нонсенс. Потому что мать, то есть женщина, у которой есть ребенок, уже по определению не одинока.

Блицопрос Папа обыкновенный

Отцы бывают очень разные. Их даже делят на виды. Как вам, к примеру, такая классификация: папа приходящий (сильно занятой), идеальный папа, папа зависимый (инфантильный), папа-зритель и папа-тиран... На известие о будущем отцовстве мужчины реагируют тоже неодинаково. Вот мы и решили спросить сегодняшних респондентов: “Какие эмоции вы испытали, когда узнали, что станете отцом? Что нового появилось в вашей жизни с рождением ребенка?”

Владимир ЗДАНОВИЧ, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси:
“Женился я достаточно поздно, и мне очень хотелось иметь большую семью. Это наша семейная традиция: у моих родителей и многих других родственников по трое детей. Когда жена родила первенца — сына, я был очень счастлив и горд, почувствовал себя настоящим мужчиной. Хотя в то время нам было тяжело, не было своего жилья, но мы верили, что все изменится к лучшему. Позже у нас родились еще две дочки. Один ребенок — это счастье, а трое — счастье втройне”.
Саша НЕМО, певец:
“К рождению ребенка я готовился и подошел осознанно, был готов нести ответственность за маленького человека. Я достаточно сентиментален, и после рождения дочурки Анюты несколько дней не мог удержать слез радости. Новый статус отца обязывает ко многому, ты становишься взрослым, этого не понять человеку без детей. Наша семья стала более крепкой после рождения ребенка, мы еще больше стали ценить друг друга”.
Виталий НОВИЦКИЙ, пресс-секретарь Министерства по чрезвычайным ситуациям:
“Когда я узнал, что стану отцом, мы с женой были еще студентами. Меня переполняло чувство радости и гордости. Повел жену в ресторан, чтобы отпраздновать событие. Позже стали придумывать имена и почему-то сразу решили, что родится девочка и назовем ее Ариной. Так и вышло. С рождением дочери началась совсем другая жизнь: учеба, развлечения ушли на второй план. Появился глобальный смысл в жизни: нужно успешно работать, чтобы не просто обеспечить ребенка едой-одеждой, но и дать маленькому человеку возможность развиваться, покупать ему лучшие игры, возить на море...
Кирилл, предприниматель, Гомельская область:
“В моей жизни, к счастью, пока был только один эпизод такого рода. Честно говоря, когда подруга, с которой мы встречались пару месяцев, сообщила, что беременна, я предпочел исчезнуть, сменил номер телефона, а потом и вовсе уехал из родного города. Не знаю, как она поступила с ребенком, и знать не хочу”.
Вадим, строитель, г.Витебск:
“Рождения первенца я ждал с нетерпением. Когда появился на свет сын, жена стала как будто другим человеком. Носилась с ним, как с писаной торбой, а я в доме стал пустым местом, только деньги давай, а к ребенку не приближайся. Отношения разладились, были постоянные скандалы, и в итоге жена взяла сына и ушла к маме. С ребенком мне видеться не дает, а что я — буду двери у них ломать? Придется смириться. Возможно, мне еще повезет в личной жизни”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter