Один лишний палец портит всю руку

На встрече с читателями "СБ" в Столине опытнейший водитель автобазы N 12 Борис Закревский рассказал о наболевшем: "Годами мы создавали удобные для людей маршруты, добросовестно возили льготников.
На встрече с читателями "СБ" в Столине опытнейший водитель автобазы N 12 Борис Закревский рассказал о наболевшем: "Годами мы создавали удобные для людей маршруты, добросовестно возили льготников. Зарабатывали, пусть скромные, деньги для государства и автобазы. А сейчас что? На наших маршрутах появились пираты! Частные микроавтобусы за полчаса до выхода госавтобуса на маршрут мчатся впереди, собирая дань с пассажиров, которым все равно, кому платить. Считаю происходящее форменным беспределом..."

За доказательствами правдивости слов Бориса Михайловича мне не надо было далеко идти. Сама, переезжая из Житковичей в Столин, "пропустила" впереди рейсового автобуса, на который купила билет как добросовестный командировочный несколько микроавтобусов с водителями-зазывалами: "Всего за тысячу - до деревень таких-то! Всего за 2 тысячи - до деревень таких-то..."

"Пираты" извоза - как известно, явление весьма распространенное и в Минске, и в областных центрах, и в глубинке. Журналисты "СБ" уже не раз освещали проблемы конкуренции государственного общественного транспорта с маршрутными такси, появления на городских и проселочных дорогах "левых" маршруток. По сути, на наших глазах развертывается экономическая драма: начинается передел рынка, новичок частник теснит бывшего монополиста - госизвозчика. А мы как потребители пока испытываем только удовлетворение - есть выбор и, наконец, нет до чертиков недоевшего дефицита, порождающего очереди на автобусы, удручающую толкотню в них.

Но это только одна сторона медали. Другая - мы все хотим жить цивилизованно или еще, как говорят, в правовом государстве. Значит, и конкуренция должна проходить в цивилизованных рамках - рынок услуг предполагает отрегулированность со всех сторон: экономической, правовой, моральной.

Государственные автопарки, к сожалению, находятся в плачевном состоянии. Столинский РУДТПАП N 12 - в долгах как в шелках. Выручки за целый день работы едва хватает, чтобы на завтра заправить машины и отправить их по маршрутам. Сегодня в парке около 100 автобусов и грузовых автомашин. Идет списание добитых автобусов-тружеников, отработавших в два, три раза больше отпущенного им срока "жизни".

Самостоятельно пополнять парк новыми автобусами, в том числе и малогабаритными, на которые сегодня сделал ставку экономный частник, "официальные" транспортники не могут. "Ни лизинг, ни кредиты не потянем, - считает директор парка Александр Дульский. - Чтобы вытащить из долговых ям автобусные парки, нужно разработать специальные госпрограммы оздоровления - иначе перманентные долги окончательно "положат на спину" государственный пассажирский транспорт. А ведь он выполняет львиную долю всех перевозок, в том числе и по невыгодным, социальным маршрутам - регулярно навещая махонькие деревни, перевозя льготников. Не изменит положение и запоздалое сокращение льготных категорий граждан, повышение тарифов..."

А тут, помыкавшись по району в поисках работы, 30 - 40-летние мужики, собрав деньги по родственникам, покупают подержанный микроавтобус и, не очень заботясь о водительских правах высшей квалификации, состоянии здоровья, выходят на самые выгодные трассы срывать куш.

На Столинщине доходнее всего доставлять людей в украинский Хмельницк - свободную экономическую зону, где сегодня выгодно затовариваются продуктами и вещами белорусы. 10 долларов с носа - и 8 человек едут в соседнюю страну. А водителю госавтобуса, чтобы окупить такой рейс, надо найти 40 пассажиров...

Сторонники "чистой" рыночной экономики говорят: пусть выживет сильнейший. Но дело в том, что из 3 - 4 десятков частников в районе получили лицензии и зарегистрировались индивидуальными предпринимателями по оказанию транспортных услуг меньше десятка человек. А это значит, что казна недосчиталась поступлений в бюджет - отсюда и задержка выплаты зарплат, снижающийся уровень обеспечения бесплатного медицинского обслуживания, образования...

Но взимать налоги, возразят многие, должны специальные службы. Куда налоговая инспекция-то смотрит?

Я разговариваю с Ларисой Мышепуд, начальником инспекций ИМНС по Столинскому району.

- Мы пытаемся контролировать частный извоз, - рассказывает Лариса Викторовна. - Пока налогового инспектора не знают в лицо, проводим рейды, потом просим родственников, учителей делать "контрольные замеры". За этот год составили 10 протоколов и направили их в суд. К сожалению, суды не очень помогают нам. И за "отсутствием состава административного правонарушения" прекращают дела. Ну есть один-два свидетеля, которые подтверждают взимание оплаты за проезд, зато другие категорически отрицают коммерческий интерес водителя. А водитель твердит: ехал по личным вопросам, решил помочь людям - подвез...

Хорошо, что сейчас создали транспортную инспекцию, которая наделена специальными полномочиями по контролю предпринимательской деятельности. Кроме того, рынок транспортных услуг начинают контролировать и те законопослушные граждане, которые зарегистрировали свою деятельность. Думаю, постепенно и этот вид предпринимательства войдет в правовое поле, изменится и сознание людей - платить налоги станет гражданским долгом.

Что же касается мер, предпринимаемых во избежание нарушений, то не мешало бы и для частников узаконить маршруты, ну а у тех, кто систематически нарушает правила и законы, следует конфисковывать машины.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter