Один день из жизни велосипедиста

Велосипед все чаще стал заменять горожанам автомобиль: комфортно и без пробок можно добраться на работу, а после нее – выехать за город подышать воздухом. Сегодня только в Минске около трехсот тысяч велосипедов, и эта цифра растет из года в год.

Велосипед все чаще стал заменять горожанам автомобиль: комфортно и без пробок можно добраться на работу, а после нее – выехать за город подышать воздухом. Сегодня только в Минске около трехсот тысяч велосипедов, и эта цифра растет из года в год. Чтобы выяснить, как наша столица приспособлена к такому виду транспорта, корреспондент «Знаменки» провела почти целый день на двух колесах.


На велодорожке людей больше, чем на тротуаре


Один день из жизни велосипедистаВыбраться из спального района Кунцевщина по велодорожке у меня не получилось, здесь ее просто нет. Вариант один – ехать по тротуару. Оказалось, что он, привычный и безопасный для пешехода, для велосипедиста полон неожиданностей: ямы, разрытый асфальт, куча бордюров на небольших переходах… Прямо на моих глазах один, видимо, не слишком опытный велосипедист не справился с управлением и, упершись передним колесом в бордюр, загремел на землю.


Пробравшись через все эти препятствия, я доехала до второго кольца, где сейчас идет строительство транспортной развязки. Тротуаров здесь нет, вместо них – горы стройматериалов. Двигаться по проезжей части тоже не представляется возможным: две полосы, которые идут в одном направлении, почти круглосуточно заняты машинами. Я слезла с велосипеда, приподняла и потащила его по непролазным руинам, гонщики посмелее пробирались сквозь пробку из автомобилей по дороге.


«Нет, так я до работы живой не доеду», – подумала я и стала прокладывать в уме маршрут, по которому смогла бы добраться до велодорожки. Решив свернуть направо на проспект Победителей в районе гостиницы «Виктория», я выехала на тротуар, на котором есть специальная полоса для движения велосипедистов. Как оказалось, на ней людей чуть ли не больше, чем на пешеходной части. Прокатиться с ветерком мне все не удавалось: вот в багажнике автомобиля, стоя на велодорожке, копается мужчина, вот трасса уперлась в столб с рекламными объявлениями, вот на моем пути автобусная остановка. Попыталась объехать, но тут подходит троллейбус и начинается бурное беспорядочное движение пешеходов. Почему бы не установить конструкцию так, чтобы удобно было и пешеходам, и велосипедистам, – неясно. В итоге ехать получается очень медленно.

Угадать, что на уме у ребенка, невозможно


Еще одна огромная проблема – дети на велодорожке: если поведение взрослого человека чаще всего можно предугадать, то в какую сторону в следующее мгновение подастся, например, трехлетняя малышка, известно ей одной. А мне объехать ребенка даже на минимальной скорости в пять километров в час не так-то просто.


С горем пополам я добралась до работы, но поставить велосипед у огромного офисного здания оказалось негде. Воспользовавшись советом коллеги, который уже давно отказался от троллейбусов в пользу велосипеда, пристегиваю двухколесного коня к забору, который находится неподалеку, откручиваю сиденье и забираю с собой, чтобы не украли. Непривычно оставлять дорогую вещь на улице без присмотра, поэтому каждый час выскакиваю поглядеть, на месте ли мой железный конь.


Условная велодорожка


Домой решаю ехать другой дорогой, по проспекту Независимости, чтобы опробовать шестикилометровую велодорожку, по которой в пиковое время проезжает около 150 велосипедистов в час.

Прогулка на лошади по... велодорожке. Хм, очень оригинально
Работы по благоустройству этой велосипедной трассы в прошлом году заняли всего несколько недель. Здесь ничего не строили, тротуарную плитку и асфальт не перекладывали. Нужно было понизить бордюры до двух с половиной – четырех сантиметров, повесить соответствующие таблички на светофоры и нанести разметку. К слову, о разметке. На проспекте она носит скорее рекомендательный, чем обязательный характер. Несмотря на то что на ней есть запрещающий движение пешеходов знак, идти по ней может каждый. Правда, нет никакой гарантии, что велосипедист, мчащийся сзади, заметит вас (т. е. пешехода) вовремя и объедет. Кстати, по статистике большинство происшествий с участием велосипедистов происходит именно на так называемой общей территории – тротуарах. Наименьшее количество – на специально оборудованных велотрассах, а такая в столице всего одна, но о ней позже.


Задумавшись, о том, что могло бы уменьшить травматизм на тротуарах, чуть не врезаюсь в мамашу, прогуливающуюся с коляской по велосипедной части тротуара. Наверное, ситуацию могло бы изменить «жесткое» конструктивное отделение велодорожки от пешеходной части в самых опасных местах. Например, там, где она упирается в автобусные остановки, в подъезды жилого дома, в ту часть тротуара, где обычно стоят люди.


По пути решаю заскочить в магазин, купить чего-нибудь к ужину. Но это не так-то просто сделать, ведь велопарковок у нас почти нет. Два километра мне пришлось ехать до ГУМа, где оказалась стоянка для великов.


На мост – пешком


Вот где раздолье для любителей драйва, скорости и шума ветра в ушах, так это на специализированной велотрассе протяженностью 27 километров, которая проходит от Чижовки до Веснянки. «Вот здесь уже прокачусь!» – тешила себя мыслями я. Трасса проходит вдали от центра города, поэтому велоэкскурсию по столице на ней вряд ли удастся совершить. Зато можно хорошо разгоняться и не бояться, что напорешься на ямку или стекляшку. Правда, мне не совсем понятна задумка строителей, соорудивших на специальной велотрассе арочные мосты через Свислочь, ведь въехать на них без специальной спортивной подготовки весьма непросто. Мне это удалось, но многие вынуждены останавливаться, слезать с велосипедов и идти по мосту пешком, что затрудняет движение остальных. Съезды с них тоже крутые и даже опасные, особенно если идет поток.


А что в итоге?


На одной из немногих велопарковок в центре города оставить велосипед мне так и не удалось: оказывается, здесь только прокатные двухколесные железные кониГород активно развивается, а вместе с ним и инфраструктура. Еще лет семь назад любители прокатиться с ветерком и мечтать не могли о велотрассе, а сейчас – пожалуйста, катайтесь. Когда-то велосипедисты жаловались на то, что по центру города не проехать – теперь для них отделили часть тротуара. Постепенно решится и еще одна проблема – отсутствие велопарковок. В этом году планируется оборудовать по десять штук в каждом районе столицы. Каждый год в Минске будет появляться по сто километров велодорожек. Их будут вписывать в план ремонта улиц.


Такие амбициозные планы не могут не радовать, но сегодня есть ряд трудностей, с которыми сталкивается человек, выехавший в город на велосипеде: то ребенок на пути, то высокий бордюр, то крутой поворот на велотрассе. Так что, проведя целый день на двух колесах, я сделала вывод, что проехать по Минску на велосипеде, конечно, можно, но о комфортной езде, на которую каждый променяет авто, пока говорить рано.

Справка «ЗН»


За велодорожки взялась Генпрокуратура


На днях Генпрокуратура предложила расширить и реконструировать сеть велосипедных дорожек, маршрутов и трасс по всей республике.


– Сегодня в стране количество велосипедных дорожек и маршрутов явно недостаточно, – сказали «Знаменке» в ведомстве, – городская инфраструктура для велосипедного транспорта не развита: отсутствуют стоянки, станции проката и технического обслуживания. Мы видим необходимость в том, чтобы сделать еще более удобными существующие веломаршруты и разработать новые как для профессиональных велогонщиков, так и для любителей.

Кстати


Предполагается, что в Минске к 2015 году общая протяженность велодорожек будет целых 500 километров! Уже через два с половиной года перемещение на велосипедах в городе вырастет в 15 раз.


Ольга ДУБРОВСКАЯ, «ЗН», фото автора 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter