Один день и весь мир

Что представляет собой жизнь человека: готовый узор, изменить который никто не в силах, или же выбор рисунка зависит от нас и именно мы находим нити, которые затем вплетаем в бесконечную ткань бытия? События, дела, чувства, устремления и надежды сплетаются в единый орнамент, и тот получается простым или затейливым, лаконичным или запутанным, пугающим или прекрасным.
Что представляет собой жизнь человека: готовый узор, изменить который никто не в силах, или же выбор рисунка зависит от нас и именно мы находим нити, которые затем вплетаем в бесконечную ткань бытия? События, дела, чувства, устремления и надежды сплетаются в единый орнамент, и тот получается простым или затейливым, лаконичным или запутанным, пугающим или прекрасным.

Мы продолжаем цикл публикаций, в которых приводятся даты, факты и события, произошедшие в один день, но в разные годы и века. Наш сегодняшний выбор - 28 июня. Перед вами пять "некруглых дат", повлиявших на орнамент судьбы сотен и тысяч человек.

Жизнь нашего первого героя подтверждает афоризм Гете: "Таланты образуются в покое, характеры - среди житейских бурь". 28 июня 1577 года родился Питер Пауэл Рубенс, один из немногих художников, которому сопутствовали прижизненная слава и почет. За отпущенное ему время он написал более 1.300 картин. Рубенса называли чародеем, открывшим людям волшебный мир красок, а его картины признавали полными любви к жизни, которая преображает все, вплоть до смерти.

С детства юный Питер Пауэл уговаривал свою мать определить его учеником в мастерскую художника. Мария Рубенс могла отказать сыну в такой странной просьбе, как это делали тысячи матерей и отцов до и после нее, но она сочла нужным пойти ему навстречу и поддерживала сына деньгами и верой в его талант на всех этапах становления будущего живописца. После ее смерти, Рубенс установил на могиле "лучшей из матерей" созданную им скульптуру, которую считал своим лучшим творением. Карьера художника развивалась стремительно, он много учился и много работал, постигнув все секреты своего ремесла. Сотни молодых людей хотели стать учениками в его мастерской, сотни вельмож добивались возможности приобрести его картины. Считая свой талант даром свыше, Рубенс и относился к нему с соответствующим почтением: надевал самые роскошные одежды, приглашал музыкантов для поддержания праздничной атмосферы и, только обеспечив себе все необходимые торжественные условия, подходил к холсту. Режим дня Рубенса был крайне строг: просыпался в четыре утра и приступал к работе. Затем делал короткий перерыв на обед и опять трудился с полной отдачей сил. Певец праздника жизни, художник почти не пил, не играл в азартные игры, ложился рано спать. Рубенс был женат дважды. Его первой женой стала Изабелла Брандт. Живописец отметил свою свадьбу, нарисовав двойной портрет, на котором они с Изабеллой, взяв друг друга за руки, сидят на фоне раскидистого куста жимолости. Это - восхитительная, живая картина, нарушающая все правила изображения мужа и жены, существовавшие в то время. Изабелла умерла после 17 лет счастливой супружеской жизни. Второй женой художника стала Елена Фоурмен. Молодая женщина, которую считали самой красивой дамой Антверпена, была излюбленной моделью Рубенса. Он написал множество ее портретов, самый известный из которых "Шубка".

Гораздо сложнее складывались поиски своего призвания у актера бродячей труппы Жана Батиста Поклена. 28 июня 1644 года он впервые вышел на сцену под псевдонимом Мольер. Позднее он прославит свое новое имя как автор ярких жизнерадостных пьес, став создателем жанра "высокой комедии". А тот самый первый год в театральной карьере Мольера закончился бесславно. Его театр разорился, 24-летний Жан Батист попал в долговую тюрьму, а затем с остатками своей не слишком профессиональной труппы отправился в провинцию на гастроли, продлившиеся ни много ни мало - 13 лет. Сын королевского мебельщика, окончивший колледж и в течение трех лет изучавший право, отказавшись от размеренной и обеспеченной жизни, предпочел скитания из города в город, тяготы пути и жалкий актерский быт. Впрочем, этот опыт многое дал Мольеру. Можно сказать, что он заставил его стать драматургом. Ведь что в те времена играли актеры? Старые, еще средневековые фарсы. Мольер начал писать сам - набрасывал роли, варьировал сюжеты. Успех не заставил себя ждать, и начинающий драматург решил вернуться в Париж. В 1658 году состоялось первое представление его театра при дворе. Мольер предложил вниманию зрителей комедию собственного сочинения "Влюбленный доктор", где играл главную роль. После первых реплик актеров зрители в зале заулыбались, через несколько минут - хохотали. Столица приняла новую труппу и ее руководителя, неважного трагика, зато великолепного исполнителя фарса и автора комедий. Вслед за "Влюбленным доктором" Мольер написал "Тартюфа", "Мещанина во дворянстве", "Мнимого больного", "Скупого". Смерть настигла 52-летнего актера и драматурга на сцене во время спектакля, в котором он играл главную роль.

Для того чтобы постичь орнамент жизни французского философа Жан Жака Руссо, родившегося 28 июня 1712 года, необходимо изменить угол зрения, отказавшись от привычных взглядов, - настолько этот узор причудлив и запутан. Человек, внесший свежую струю в литературно-художественное творчество своего времени, не получил систематического образования. Родился он в семье часовщика и, достигнув определенного возраста, был отдан в обучение к граверу. Но 16-летний Жан Жак чувствовал в себе силы и способности, которым не мог найти применения в мастерской. Молодой человек отправился странствовать. В это время он перепробовал самые различные профессии: был бродячим музыкантом, писцом у нотариуса, служил лакеем, домашним учителем, переписчиком нот, чуть позже подрабатывал мелким литературным трудом. Время и опыт совершенствовали талант Руссо. С 1740 года начинают выходить его статьи, трактаты, романы. Самыми известными широкой публике стали "Пигмалион" и роман в письмах "Юлия, или Новая Элоиза", повествующий о могуществе свободной любви, не знающей сословной розни, что принесло произведению беспримерный успех. Кстати, сам Руссо 34 года прожил с Терезой Левасеер, обычной белошвейкой, которая, по его словам, обладала простым и добрым нравом. Он пытался развить ее, обучить грамоте, но все усилия в этом направлении оставались бесплодными.

Интеллектуальная элита общества зачитывалась книгой Руссо "Эмиль, или О воспитании", в которой излагались демократические взгляды на формирование трудолюбивых и добродетельных граждан. В то время у автора романа было пятеро детей. И все они из-за неблагоприятных семейных и бытовых условий были помещены в воспитательный дом.

Последней работой Руссо стали "Прогулки одинокого мечтателя", где он мастерски описал состояние, присущее одиночеству. Считается, что этот роман сформировал в литературной и общественной жизни культ душевных переживаний человека и лег в основу современной психологии.

Но литературные успехи не принесли философу ни достаточных средств, ни душевного покоя. Его идеи преследовались, книги запрещались. Всю свою жизнь Руссо вынужден был перебираться из страны в страну, искать защиты и принимать помощь друзей. Один из афоризмов философа гласит: "Сама по себе жизнь ничего не значит, цена ее зависит от ее употребления".

Следующее событие, о котором пойдет речь, сплело в единый клубок жизни многих людей, оборвав их по воле слепого случая, когда узор был еще далеко не закончен.

28 июня 1914 года в Сараево 19-летний Гаврило Принцип выстрелами из пистолета убил наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда и его жену Софию Хотек. Этот теракт привел к масштабным последствиям: Вена решила разгромить Сербию, Россия под лозунгом спасения братьев-славян объявила мобилизацию, а в результате началась Первая мировая война, унесшая миллионы жизней, развалившая, казалось, вечную Австро-Венгерскую империю и ослабившая Россию, в которой вскоре началась революция. Так посредственный во всех отношениях, больной туберкулезом костей студент послужил рычагом, повернувшим колесо истории. А события тем роковым июньским днем разворачивались следующим образом: Фердинанд находился в Боснии, что называется, с дружественным визитом. И чтобы это ни у кого не вызывало сомнений, он лично распорядился убрать с улиц войска и дать всем желающим возможность подходить к нему. Правда, среди обывателей в толпе находилось около 150 полицейских. Покушение на престолонаследника было подготовлено тайным обществом. Осуществить теракт вызвались несколько молодых людей. Каждому из них выдали пистолет, бомбу и дозу цианистого калия, чтобы покончить с собой во избежание ареста. Сначала один из террористов бросил в автомобиль эрцгерцога бомбу, но, по-видимому, плохо прицелился, поскольку она взорвалась под колесами машины эскорта. Тогда несостоявшийся убийца проглотил яд, но тот почему-то не подействовал, "герой" бросился в речку, практически высохшую от летней жары, извалялся в грязи и был схвачен. Тем временем Принцип, услышав взрыв, решил, что заговор удался и пошел в кафе праздновать это событие. Прошло время. Франц Фердинанд пришел в себя от страха, нанес запланированные визиты и отправился в обратный путь. Было решено изменить маршрут. Но по странному стечению обстоятельств шофер эрцгерцога что-то перепутал и совершенно случайно остановился у кафе, из которого выходил Принцип. Увидев Фердинанда живым и невредимым, террорист подбежал к автомобилю и дважды выстрелил. Первая пуля попала в шею престолонаследнику, вторая - в правый бок эрцгерцогине. Она упала на колени мужа, на белом придворном платье быстро расплывалось алое пятно. 19-летний киллер попытался проглотить яд, но его схватили. Ввиду несовершеннолетия он был приговорен к 20 годам каторжных работ. Через 4 года террорист умер в тюрьме от туберкулеза. Его тайно зарыли на тюремном кладбище, могилу сровняли с землей.



И последняя дата сегодняшнего дня. 28 июня 1942 года за неделю до своего 60-летия умер Янка Купала. Обстоятельства смерти народного поэта Беларуси до сих пор не ясны: то ли он покончил жизнь самоубийством, бросившись в лестничный пролет номенклатурной гостиницы "Москва", то ли стал жертвой какой-то комбинации таинственных спецслужб. У людей, общавшихся с поэтом за несколько минут до его смерти, предположение о самоубийстве вызывает сильное недоверие. В то же время версия о насильственной гибели Янки Купалы за последние 60 с лишним лет то подтверждается, то опровергается. Смерть поэта остается загадкой. И кто знает, будет ли она когда-нибудь разгадана.

Памiж пустак, балот беларускай зямлi,

На узбярэжжы ракi шумнацечнай,

Дрэмле памятка дзен, што у нябыт уцяклi,

- Удзiрванелы курган векавечны.

Дуб галле распусцiу каранасты над iм,

Сухазелле у грудзi упiлося;

Вецер стогне над iм уздыханнем глухiм,

- Аб мiнуушчыне у жальбах галосе.

На купалле там птушка садзiцца, пяе,

У пiлiпауку воук нема вые;

Сонца днем распускае там косы свае,

Ночкай зоры глядзяць залатыя.

Хмары неба усцiлалi мо тысячу раз,

Перуны бiлi з краю да краю,

- Ен стаiць - гэта памяць людская, паказ...

Толькi гутарка ходзiць такая.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter