Одежды и надежды

Что сегодня могут предложить торговля и производители школьникам? Подготовка к новому учебному году — мероприятие ответственное. Еще бы, чтобы найти для школьника тот самый костюмчик, который должен не только хорошо сидеть, но и нравиться ребенку, родителям порой приходится обойти не один магазин. Благо уже второй месяц отечественная торговля предлагает школьные товары на любой вкус и кошелек. Купить же канцелярские товары и школьную одежду накануне 1 сентября можно в 7,3 тыс. торговых объектов, расположенных по всей стране. Для улучшения обслуживания населения дополнительно открыто около 300 торговых точек, оформлено более 5,7 тыс. уголков для первоклассников и школьников. Кроме того, на постоянной основе по всей республике работают 200 школьных базаров, еще 560 планируется провести в ближайший выходной. Однако цифры цифрами, а как на местах налажено взаимодействие цепочки «производитель—магазин—покупатель» решили проверить представители Минобразования, Минторга, «Беллегпрома» и Белкоопсоюза. Специалисты этих ведомств проехали по столичным и районным универмагам, чтобы на местах изучить ситуацию...

Что сегодня могут предложить торговля и производители школьникам?

Подготовка к новому учебному году — мероприятие ответственное. Еще бы, чтобы найти для школьника тот самый костюмчик, который должен не только хорошо сидеть, но и нравиться ребенку, родителям порой приходится обойти не один магазин. Благо уже второй месяц отечественная торговля предлагает школьные товары на любой вкус и кошелек.

Купить же канцелярские товары и школьную одежду накануне 1 сентября можно в 7,3 тыс. торговых объектов, расположенных по всей стране. Для улучшения обслуживания населения дополнительно открыто около 300 торговых точек, оформлено более 5,7 тыс. уголков для первоклассников и школьников. Кроме того, на постоянной основе по всей республике работают 200 школьных базаров, еще 560 планируется провести в ближайший выходной.

Однако цифры цифрами, а как на местах налажено взаимодействие цепочки «производитель—магазин—покупатель» решили проверить представители Минобразования, Минторга, «Беллегпрома» и Белкоопсоюза. Специалисты этих ведомств проехали по столичным и районным универмагам, чтобы на местах изучить ситуацию.

На вкус и цвет

В ГУМе за неделю до первой школьной линейки небывалого ажиотажа не наблюдается.

— В нынешнем году много покупателей было в июле, сейчас людей поменьше, — рассказывает директор ОАО «ГУМ» Николай Карачун. — Мы периодически созваниваемся с ЦУМом, торговым домом «На Немиге», универмагом «Беларусь», узнаем, как у них идут продажи. Так вот, показатели у нас примерно одинаковые. В будний день на школьных товарах оборот составляет Br 1,8—1,9 млрд., по субботам и воскресеньям — Br 2 млрд. В августе мы уже реализовали школьных товаров почти на Br 9 млрд. при плане Br 12 млрд. Очевидно, что продаж, как 10—15 лет назад, когда в последние дни было по 1,5—2 недельных плана, нет, и вряд ли они будут. Ведь сейчас многие предметы и вещи к школе можно купить в магазинах и гипермаркетах в своем районе — зачем далеко ехать? Хотя, конечно, мы все еще остаемся неким центром притяжения благодаря своему удобному местоположению и большой торговой площади.

Последние слова подтверждает и покупательница Наталья, приехавшая из Дзержинска, чтобы приодеть своего девятиклассника Валеру.

— Здесь выбор больше. То, что понравилось в своем универмаге, оказалось мало, а что подошло, сын категорически отказался носить. Вот и приехали в Минск. Уже купили костюм, множество ярких рубашек, от которых парень в восторге, сейчас выбираем туфли, — комментирует действия сына Наталья. — Эти белорусского производства, в прошлом году мы купили эту же марку — сносу не было. Вот только нога выросла. Сейчас Валера увидел товар знакомого производителя — и сразу примерять. Любопытно, что туфли подорожали не так уж сильно, в прошлом году мы отдали за них Br 347 тыс., в этом они стоят Br 369 тыс.

Что же касается одежды, то, как уверяют продавцы, выбрать есть из чего. Оно и неудивительно: производители к новому учебному году представили порядка 450 моделей. Торговля на этот раз хвалит белорусские предприятия: и каталоги с новинками предоставили заблаговременно, и дизайн нарядов стал интересным, и подвозят необходимые размеры своим транспортом. Вот только покупатель в таком обилии теряется, в итоге часть коллекции так и остается невостребованной: пока переберешь все предложенные варианты, терпение закончится. Да и дети могут начать капризничать. Замминистра образования Василий Будкевич констатирует: без помощи консультанта в таких случаях не обойтись.

— А еще было бы неплохо, если бы каталоги новых коллекций были доступны покупателям. Так они заранее знали бы, что им нужно, и меньше тратили бы времени на поиски симпатичного костюма. Произвести и поставить — полдела, надо еще и реализовать, — поясняет чиновник.

В то же время замминистра торговли Вячеслав Драгун парирует:

— Предприятия боятся конкуренции. Допустим, разработал один коллекцию, а второй подсмотрел и быстро запустил. Копируются модели быстро.

Свое видение решения проблемы озвучили и в «Беллег¬проме». Так, по словам начальника управления координации развития трикотажной и швейной отраслей Елены Кухаревой, ситуация стала бы проще, если бы школы сформировали свои требования к внешнему виду учащихся. Как, например, это сделали в некоторых гимназиях, где все дети носят одинакового цвета пиджаки или рубашки. Некоторые посетители магазина тотчас же вспомнили единую школьную форму времен Советского Союза и обязательные теперь для маленьких россиян синие и темно-серые цвета костюмов.

— Говорить о введении единой школьной формы еще рано, может быть, и не стоит вовсе. Сейчас другое время, и молодежь другая. А широкий ассортимент дает потребителю возможность сделать выбор, — прокомментировал Василий Будкевич. — Вместе с тем на координационном совете, куда, кроме представителей нашего ведомства, входят еще 2 министерства — торговли и здравоохранения, «Беллегпром», преподавательский состав, мы обсудим, как сделать ассортимент более универсальным. Ведь когда много, это не всегда хорошо.

Зато покупатели могут самостоятельно собирать школьные комплекты — в этом году, отмечают ритейлеры, многие так и поступают. Тем более что в продаже есть наряды, которые можно увеличить в талии на 3 сантиметра или отложить длину брюк. Если же, наоборот, штанины необходимо укоротить, услугу готовы оказать на месте. Ничего не понравилось? Можно полистать каталоги и сделать через любой магазин страны заказ производителю, правда, это было актуальным за месяц-полтора до школы. Сейчас, когда до первого школьного звонка остались считаные дни, уже не успеешь…

Взрослые люди в детских отделах

Совсем другое дело, если подросток телосложением перешагнул во взрослые размеры. Ведь встретить одиннадцатиклассницу с 46-м размером одежды и 39-м размером ноги, а десятиклассника ростом 188 сантиметров и с 50-м размером костюма можно сплошь и рядом. Родителям таких чад приходится заглядывать во взрослые отделы, где и цены «взрослые». Похоже, настало время расширять размерную линейку для школьников.

— Здесь тоже есть определенная проблема: реши мы вопрос положительно, одеваться в детские отделы будут приходить взрослые, — делится мнением замминистра торговли Вячеслав Драгун.

Между тем некоторые покупатели жалуются на серость цветовой гаммы (по исследованиям производителей, яркие цвета отвлекают детей от учебного процесса), другие же подбирают пестрые аксессуары в одежде. И все же и у тех, и у других недовольство вызывает преобладание в составе изделий синтетики. Хотя они, как показывает практика, более практичны в эксплуатации. В свою очередь продавцы делятся наблюдениями, мол, в каждом изделии есть натуральные ткани, а те же вещи из шерсти и полушерсти берут неохотно из-за сложности в уходе и носке. В итоге далеко не каждый магазин заказывает такую одежду, чтобы она не занимала места.

— А покажите нарядные предметы гардероба, ведь в школе, кроме учебы, происходит много интересных меро¬приятий. Допустим, мой ребенок — ведущий вечеров. Что ему предложите? — интересуется Василий Будкевич. Взглянув на показанные наряды, представитель Минобразования отмечает: «Опять мы одеваем начальную и среднюю школу. Посмотрите, какие дамы на выпускных! Думаете, им по вкусу придутся такие сарафаны? Прошу представителей «Беллегпрома» обратить внимание на наших 16—17-летних ребят. В изделиях и по тканям, и по расцветке должно присутствовать то, что мы видим в модных журналах».

Ближе к покупателю

Но если для жителей города отыскать вечерний наряд не проблема, то в сельской местности порой даже покупка школьного костюма и блузки может быть связана с определенными неудобствами. На это обратил внимание премьер-министр Михаил Мясникович на недавнем совещании, посвященном вопросам подготовки к новому учебному году. Дабы удовлетворить спрос во всех уголках республики, действует следующая схема: в райцентрах получают заявки через магазины райпо.

— Да, действительно, в райцентре мы получаем заявки от населения через магазины райпо. Затем предоставляем 5—6 единиц товара одного размерного ряда с учетом пожеланий покупателей, стараемся быстро доставить в деревни, где ждут обновку, — говорит первый заместитель Столбцовского райпо по торговле Дмитрий Сикорский.

И хоть выбор по сравнению с городом при таком раскладе скуп, остается надеяться на взаимопонимание продавца и заказчика: авось привезут то, что действительно понравится и ребенку, и родителям.

-----------------------------------------

Кстати

В нынешнем году в учреждениях среднего образования к занятиям приступят более 900 тыс. учащихся, в том числе 99 тыс.

-----------------------------------------

Прямая речь

Заместитель министра образования Василий БУДКЕВИЧ:

— Мы беседовали с родителями. Никто не говорил, что цены запредельные. Все доступно с учетом 20-процентной торговой надбавки, скидок представителей торговли и производителей, с учетом акций, выделением беспроцентных кредитов. Особое внимание уделяется многодетным и малоимущим семьям. Кто готовится к учебному году загодя, имеет некоторые средства, чтобы собрать ребенка.

-----------------------------------------

В тему: Книги в цене

Дешевле всего комплект учебников обойдется родителям шестиклассников, а дороже всего — десятиклассников.

Традиционно мамы и папы школьников будут платить за половину стоимости книжного набора. Так, комплект учебников для первоклашек обойдется в 27,5 тысячи рублей. Полная же его стоимость — 54 985 рублей. Для второклассников — 28 250 рублей и 56 507 рублей соответственно, для третьеклассников — 53 450 и 106 900, для четвероклассников — 43,5 тысячи рублей и 87 029, для пятиклассников — 23 тысячи и 45 904, для шестиклассников — 19 300 и 38 640, для семиклассников — 31 700 и 63 344, для восьмиклассников — 36,4 тысячи рублей и 72 877, для девятиклассников — 53,3 тысячи рублей и 106 586, для десятиклассников — 72 250 и 144,5 тысячи рублей, для одиннадцатиклассников — 69,9 тысячи рублей и 139 759.

Стоимость учебников и рабочих тетрадей дошкольников составит от 3000 до 3950 рублей за экземпляр.

Напомним, что семьи, в которых воспитывается трое и более школьников и дошкольников, платят за учебники с 50-процентной скидкой.

Бесплатно же книги получат учащиеся специальных общеобразовательных школ, классов для детей с особенностями психофизического развития, общеобразовательных учебных учреждений санаторного типа. Не придется платить за книги и родителям детей с особенностями психофизического развития, которые учатся в интегрированных классах. Бесплатно школьная литература предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям-инвалидам в возрасте до 18 лет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter