Одежда, которая красит производителя

Проблемы в легкой промышленности действительно имеются, но за последние годы ряд белорусских предприятий демонстрируют прогресс и экономический, и качественный. О развитии и перспективах отрасли рассказал председатель концерна «Беллегпром» Эдуард Нарышкин 

Отечественному легпрому приходится выслушивать в свой адрес немало  критики. Иногда обоснованной, подчас продиктованной устоявшимися предрассудками в отношении отечественной одежды и обуви. Проблемы в отрасли действительно имеются, но за последние годы ряд белорусских предприятий легпрома демонстрируют прогресс и экономический, и качественный. О развитии и перспективах отрасли рассказал председатель концерна «Беллегпром» Эдуард Нарышкин (на снимке). 

— Эдуард Михайлович, какие основные тенденции можно отметить на рынке одежды в стране? Наблюдаются ли в Беларуси региональные особенности в области потребительских предпочтений? 

— Отечественный рынок одежды принципиально не отличается от аналогичных рынков в странах ближнего и дальнего зарубежья. Спросом пользуются изделия различных ценовых категорий. Что касается каких-нибудь ярко выраженных региональных особенностей потребительских предпочтений внутри республики, то, по моему мнению, их нет. Ассортимент продукции предприятий отрасли формируется исходя из заказов на оптовых ярмарках организациям торговли. Так, на ХXI Международной выставке-ярмарке  «БелТЕКСлегпром. Осень-2007» (на ней осуществлялась оптовая продажа товаров легкой и текстильной промышленности на  2008 год) предприятиями швейной отрасли представлено для закупки торговлей 2466 моделей  одежды для взрослых и детей. 

Весь ассортимент изделий, разработанный предприятиями швейной отрасли, до проведения  оптовых ярмарок,  рассматривается на итоговых художественно-технических советах предприятий с участием  представителей торговых  организаций  республики, Минторга и концерна «Беллегпром». Замечания и предложения учитываются, и на ярмарки и выставки коллекции одежды поступают уже в доработанных вариантах. В период проведения ярмарок организовываются показы коллекций  на подиуме. За январь—сентябрь 2007 года на рынок республики поставлено 2485,0 тысячи штук швейных изделий,  или 121,9 % от объемов, согласованных с предприятиями торговли. 

— Успех товара на потребительском рынке во многом зависит от имиджа предприятия, привлекательности торговой марки… Осуществляют ли предприятия концерна маркетинговую поддержку своих изделий? 

— Концерн «Беллегпром» выступает коллективным организатором участия предприятий концерна в Федеральных оптовых выставках-ярмарках легкой промышленности в Москве и отечественных республиканских «БелТЕКСлегпром»,  которые проходят два раза в год. Эти выставки — крупнейшие ярмарки по оптовой реализации товаров легкой промышленности в Москве и Беларуси. 

Отечественные производители также активно продвигают свои товары. Различные виды рекламы зарекомендовали себя в отрасли как один из самых эффективных маркетинговых инструментов. Организации концерна также активно позиционируют уже существующие торговые марки и бренды, уделяют большое внимание созданию новых. Для этого регулярно проводятся маркетинговые исследования целевых аудиторий, подробно изучается конкурентоспособная среда, организуются опросы-исследования потребителей… В республике и за ее пределами уже хорошо известны такие белорусские торговые марки и бренды легкой промышленности, как «Milavitsa», «Alisse», «Aveline» (СП ЗАО «Милавица»); «Блакiт» (РУП «БПХО»); «Leonardo», «Tino aretty», «Eliz» (ОАО «Дзержинская швейная фабрика «Элиз»); «Your line», «Men’s line», «Elema» (ОАО «Элема»); «L’cap» (ЗАО «Людмила»); «АРТУС» (ЗАО «Свiтанак» г. Орша); «Emico», «8 Марта» (ОАО «8 Марта); «EGO» (ОАО «Свiтанак» г. Жодино); «Элефас» (ОАО «Гродненская обувная фабрика «Неман»)… 

В основу деятельности организаций отрасли заложен анализ и прогноз маркетинговой деятельности. Для этого проводятся исследования, направленные на обобщение сведений о тенденциях современной моды, потребностях и потребительских предпочтениях внутреннего и зарубежных рынков, выявляются целевые сегменты, специфика рынков и другие важные маркетинговые параметры. 

— Мода нынче меняется стремительно. А насколько динамично обновляется ассортимент продукции концерна? 

— Мы следим за тенденциями в моде и постоянно предлагаем новинки покупателям. Так, за январь — сентябрь 2007 года этот показатель составил: по трикотажным изделиям — 68 %, чулочно-носочным — 48 %, швейным — 71 %, кожаной обуви — 70 %. 

Специалисты художественного профиля организаций отрасли  постоянно изучают и анализируют тенденции развития европейской и мировой моды и затем учитывают их в дизайне женской, мужской, детской одежды, белья, обуви, аксессуаров. Сначала происходит апробация модных тенденций, новых тканей, силуэтных форм, конструкторских разработок и технологических решений, выпускаются небольшие партии продукции — как эксклюзивная, так и универсальная. В зависимости от реакции потребителей объемы производства могут увеличиваться. 

Повышению  творческого потенциала дизайнеров, модельеров, конструкторов,  развитию и улучшению ассортимента  способствуют  проводимые  на базе  ОАО «Центр моды»  тематические фестивали:  «Лен»,  «Ситцевый бал», «Меховый бум», «Поколение «Next», в которых принимают участие профессионалы моды, модельеры-дизайнеры и творческие коллективы предприятий, студенты высших и специальных учебных заведений. Более 10 лет концерн «Беллегпром» проводит открытый  конкурс модельеров-дизайнеров «Белая амфора», ряд конкурсных  моделей впоследствии внедряется в производство. 

— Применяют ли предприятия концерна в своей работе технологии мерчандайзинга и контроля за продажами в торговых точках? На каких принципах сегодня строятся отношения производителей и торговых точек? 

— Организации, входящие в состав концерна «Беллегпром», осуществляют постоянный мониторинг представления и продвижения своего товара в торговых организациях Беларуси с целью увеличения объемов согласованного заказа на поставку продукции. В отрасли проводится работа по расширению сети фирменных  и ведомственных магазинов. По оперативной информации, их количество на 1 июля этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 12,6 %, общая площадь торговых точек — на 7,3 %. Так, в 2007 году открыли фирменные магазины ОАО «Свiтанак» (г. Жодино), ЗАО СП «Белкельме», УП «Новогрудская швейная фабрика» и другие производители. Ведущие предприятия отечественной легкой промышленности — СП ЗАО «Милавица», ОАО «Элема», СООО «Белвест» и некоторые другие — применяют технологии мерчандайзинга: используют возможности дизайна и рекламы для оформления непосредственно мест продаж, совершенствуют методы выкладки товаров и применяют другие эффективные инструменты стимуляции продаж в торговых точках и фирменных секциях. 

— Сейчас на многих предприятиях концерна «Беллегпром» происходит техперевооружение и модернизация производственных мощностей. Какие задачи прежде всего позволит выполнить обновление основных фондов? 

— Техническое перевооружение предприятий позволит расширить ассортимент выпускаемой продукции и повысить ее конкурентоспособность, одновременно снизив издержки производства. В настоящее время по отдельным товарным позициям имеет место снижение ценовой конкуренто-способности отечественной продукции из-за различий в условиях хозяйствования белорусских и зарубежных производителей: налогообложение, система ценообразования, тарифы на энергоресурсы, таможенная политика… Также влияет на состояние внутреннего рынка и экспансия на нем дешевых товаров из стран Юго-Восточной Азии. 

— Какова структура поставок продукции на экспорт? 

— Экспорт концерна «Беллегпром» за 9 месяцев 2007 года составил 404,4 миллиона долларов и вырос на 7,1 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Согласно статистическим данным, удельный вес товаров, поставленных на внешние рынки, в общем объеме отгруженной продукции составил 51,5 % . Основную номенклатуру экспорта составляют швейные изделия — 35,2 %, обувь — 14,6 %, трикотажные изделия — 11,4 %, кожа — 6,4 %, хлопчатобумажные ткани — 5,8 %, синтетические и искусственные ткани — 3,5 %, льняные ткани    3,2 %. Предприятия отрасли поставляют товары в 55 стран мира. Одним из стратегических регионов является Российская Федерация. Удельный вес этой страны в общем объеме экспорта концерна «Беллегпром» за 9 месяцев 2007 года составил 61,3 %. 

Особенность белорусского экспорта в страны ЕС — готовая швейная продукция собственного производства отгружается на рынки старой Европы в незначительных объемах по сравнению с экспортом давальческих изделий. В этот регион Беларусь поставляет промежуточные товары для швейной и кожевенной промышленности: льняные и хлопчатобумажные ткани, специальные технические ткани, кожу. В страны, недавно вступившие в Европейский союз, организации концерна поставляют как продукцию, изготовленную из давальческого сырья (основные заказчики — Литва, Латвия и Чехия), так и собственные изделия. За пределами республики пользуется спросом продукция СП ЗАО «Милавица», ОАО «Элема», ОАО «Свiтанак» (г. Жодино), «8 Марта», ОАО «Моготекс», РУП «БПХО», ООО «Сивельга», СООО «Белвест», СООО «Марко»… Цены на экспортируемую продукцию каждое предприятие формирует самостоятельно в зависимости от размера партии товара, вида оплаты и поставки, типа договора и иных коммерческих условий.  

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter