Одеть примадонну

Наряд - это характер - Когда на репетицию оперы "Набукко" исполнительница главной партии Тамара Глаголева надела театральный костюм, изменился не только ее внешний облик, - вспоминает режиссер белорусской оперы Татьяна Сальникова.
Наряд - это характер

- Когда на репетицию оперы "Набукко" исполнительница главной партии Тамара Глаголева надела театральный костюм, изменился не только ее внешний облик, - вспоминает режиссер белорусской оперы Татьяна Сальникова. - Она буквально на глазах преобразилась: появились уверенность, царственная походка, властные жесты. Это и была та самая честолюбивая, сильная и жестокая дочь ассирийского царя, готовая на все ради завоевания престола...

Светлана Писаренок - одна из тех, благодаря кому эти волшебные превращения с артистами происходят на каждом спектакле. 27 лет она работает мастером-конструктором женского платья на художественно-экспериментальном комбинате ТО "Национальный академический Большой театр оперы и балета". Знаменитые примадонны, участницы хора и кордебалета - все одевались в сшитые ею костюмы.

- Моей первой солисткой была Людмила Бржозовская, - вспоминает Светлана Писаренок. - Как я боялась для нее шить! Хотелось, чтобы костюм удался, но ни одну закройщицу не учат шить, скажем, балетную пачку! На ней весь лиф резаный, кроится кусочками. А сколько приходится повозиться с самой пачкой! Ее надо кроить из очень жесткого тюля, потом присобрать эти 11 метров ткани на гибкую металлическую ленту. Но самое главное - правильно "посадить" ее по фигуре балерины, чтобы пачка не мешала в танце ни ей, ни партнеру.

Но пачка - не единственная специфическая вещь в работе театрального конструктора одежды. Светлане Писаренок пришлось основательно проштудировать книги по истории костюма. Ведь каждый театральный костюм - это стилизация одежды определенной эпохи, со своими приемами кроя, способами обработки материала, которых в современной одежде нет и в помине.

Творческой фантазии мастеров-конструкторов театрального комбината могут позавидовать даже маститые модельеры.

- Мы получаем от художника только эскизы костюмов и подобранные к ним материалы. А вот дальше приходится решать самим: понадобятся ли накладки, нижние юбки и другие детали. Ведь те же кринолины бывают разной формы: очень пышные или же совсем простые, с одним обручем внизу. Очень важно соблюсти пропорции костюма, приемы шитья старых мастеров. Но и собственные "ноу-хау" нужны. Например, лиф театрального платья не должен "ползти" вверх, когда артистка поднимает руки. Для этого рукава кроятся со специальной ластовицей. А застегиваются балетные и оперные костюмы только на часто пришитые крючки. Чтобы их расстегнуть, требуется не меньше 10 минут. Так что рассказы о том, как во время спектакля с примадонны внезапно упало платье, потому что отлетела пуговица, - это не про наш театр, - рассказывает Светлана Писаренок.

Костюм должен не только хорошо сидеть, но и эффектно смотреться со сцены. Поэтому театральные художники используют много отделок: вышивки, тесьму, блестки. И ткани, конечно же, должны быть дорогими и яркими. Светлана Писаренок шьет из бархата, стрейча, шелка. А для костюмов "Бориса Годунова" в одной из мастерских комбината специально соткали на ручных станках полотно. Обычно на платье уходит 6 - 8 метров ткани, на некоторые и до 10.

Рабочий день у театральных мастеров ненормированный.

- Костюмы должны быть готовы к премьере, поэтому приходилось работать и по вечерам, и в выходные, - заметила Светлана Писаренок.

Скроить за месяц 50 костюмов - это для театрального мастера обычная норма. А бывало и по 100 шили, если в спектакле занято много артистов. Для каждого солиста, артистов хора и кордебалета всех исполнительских составов шьется свой костюм. Так что рассказы о том, как дебютантка вынуждена ушивать на себя платье внезапно заболевшей примадонны, - просто театральная байка.

- Каждая артистка требует, чтобы костюм был красивым и удобным, - говорит Светлана Писаренок. - И пока не будет довольна нашей работой, костюм не считается готовым.

Примерки театральных костюмов делают по несколько раз. Например, балетную пачку нужно примерять не меньше 3 раз. А когда шьются концертные платья, то солистки сами просят сделать побольше примерок, чтобы хорошо себя чувствовать в новом костюме.

А главным вознаграждением для себя Светлана Писаренок, как и другие мастера комбината, считает аплодисменты зрителей...

На снимке: закройщица Светлана Писаренок создает новый костюм.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter