Ода ухабу

О капремонте дорог

Нежданный снег на время прикрыл стыд наших дорог, но весна вступает в свои права, а значит, ямы и выбоины рано или поздно выползут на поверхность. Уже сейчас черные глазницы провалившегося асфальта, вырезанные заплатки, здорово нервируют автомобилистов. А некоторые ямы, как, например, на минской улице Железнодорожной, вынуждают водителей выруливать на «встречку», что чревато ДТП. В общем, все как всегда.


Вчера, когда по дороге на работу в очередной раз наскочил на яму, отчего подвеска взвизгнула, а колеса заскрипели, не выдержал, остановился. Достал линейку и измерил глубину «пропасти». Оказалось, пять сантиметров. Работяга в спецовке, который крутился рядом, на мой вопрос, что это за безобразие, лишь хмыкнул в ответ. Мол, спрашивайте у начальства...


Генеральный директор ГПО «Горремавтодор» Иван Гуринович заверил, что по плану текущий ремонт улично–дорожной сети должен завершиться до 1 мая. Но городу обещано справиться раньше — до 19 апреля: «Работа идет активно, объемы наращиваются, завод по поставке асфальтобетонной смеси работает с продленным днем и без выходных. Службы объединения нацелены на то, чтобы использовать весь световой день и наиболее критичную ямочность ликвидировать».


Интересное понятие — «критичная ямочность». Подходит ли моя пятисантиметровая ямка под этот раздел? И как насчет того, чтобы использовать не только день, но и ночь, как делают это во многих городах мира?


Но хватит о грустном. В этом году объем капремонта в Минске увеличат более чем в три раза, к работам будут активнее привлекать специалистов от науки. Заасфальтируют все грунтовые улицы. Грандиозные задачи — в области реконструкции дорожной сети. В частности, уже в апреле начнется реконструкция проспекта Дзержинского (на участке от ул. Розы Люксембург до ул. Гурского). Стартовали работы на улице Маяковского, где будет 8 полос и несколько крупных развязок, на улице Тимирязева (от ул. Кальварийской до МКАД). Наконец–то полностью откроют движение по кальварийскому путепроводу. В списке — еще десятки улиц. Очевидно, что столь масштабная перестройка может поначалу принести серьезные проблемы для автомобилистов. Какие улицы станут самыми «сложными»? Будут ли предупреждать водителей о возможных заторах, ориентировать их в меняющихся транспортных потоках?


Минские дорожники кивают: обязательно. Но соглашаются, что снять до конца все вопросы пока не получается. Напряженными участками в этому году станут улица Богдановича в районе моста через Свислочь возле Троицкого предместья, улица Маяковского — в районе камвольного комбината, проспект Дзержинского.


В «Горремавтодоре» наконец назвали причины, по которым дороги в столице столь безобразны. Их три. Первый враг — погода. Особенно плохая, дескать, она выдалась в этом году, когда цикличность (переход столбика термометра через ноль несколько раз в сутки) превратила полотно в дырявый ковер. Вторая причина — автомобили. Их в городе, как назло, развелось слишком много, вот и пожинаем плоды. И наконец, третья беда. Шесть лет подряд не выполнялся норматив по проведению капитального ремонта. В год нужно было сдавать около миллиона квадратных метров полотна, но получалось в 3 раза меньше. Этот «недоремонт» и аукнулся нам сейчас.


Что ж, теперь вы знаете, кого винить, если вдруг от попадания в яму лопнет колесо. Самих себя, а также дождь, туман и прочие зловредные элементы. Только стоит ли относиться всерьез к подобному самооправдательному ликбезу?


...Кто–то из читателей, наверное, упрекнет: в райцентрах еще не то творится, а вы все о Минске. Отвечаю. В районных и сельских исполкомах, особенно на Полесье, где дороги весной действительно страшные, в ответ на критику все чаще пожимают плечами. Мол, если даже у вас, в обеспеченном Минске, не могут навести порядок — что взять с нас? Воистину дурной пример заразителен.


Остается верить, что исправить ситуацию помогут новые технологии. Обещают, к примеру, что дорожное полотно в наших городах в этом году будут активно «лечить» методом холодной регенерации. Если верить информационным лентам, технология позволяет отремонтировать стометровую улицу за несколько часов, не перекрывая при этом движения. Только хватит ли средств на «диво» в бюджете небольшого агрогородка?


А еще в ямах и ухабах, если уж без них никак не обойтись, можно поискать плюсы. Говорят ведь, что по прямой улице лихач жмет все сто, а по кривой, разбитой вынужден сбавлять скорость. Как знать, сколько жизней спас опостылевший, вечно критикуемый брат дорог — ухаб!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter