Ода школьному дневнику

«Первые иллюзии теряются в школьных дневниках, последние — в рецептах от склероза», — сказал один шутник. До склероза надо еще дожить, а вот прозаический дневник для младших классов мне действительно несколько подпортил праздничную эйфорию по случаю 1 сентября...
«Первые иллюзии теряются в школьных дневниках, последние — в рецептах от склероза», — сказал один шутник. До склероза надо еще дожить, а вот прозаический дневник для младших классов мне действительно несколько подпортил праздничную эйфорию по случаю 1 сентября.

Удивительное — рядом. Дневников в магазинах в избытке, всяких и разных. Вы думаете, что выбрать нужный так же легко и просто, как и другие школьные принадлежности для третьеклассника? Какая наивность! Я, к примеру, 31 августа была поставлена перед фактом: наша школа «принимает» только дневники Борисовской типографии. И никакие другие. Позарился на молодечненский — себе дороже, нужно обменять. Да уж, строчку «Борисовская типография» наша семья запомнит надолго! Пришлось объехать, не поверите, 5 магазинов, прежде чем, судорожно перелистав страницы, мы наконец нашли искомое, этот драгоценный мелкий шрифт на обороте обложки. Ура! Кое–кому из родителей повезло меньше — устав от бесконечных «что вы, борисовские давно закончились» и «если и будут, то в «Глобусе», они так и отправили своих чад с «неправильными» дневниками. Теперь вот, горемыки, переписывают адрес «счастливого» магазина. Выдастся свободная минутка на выходных — обязательно слетают... А может, напишут заявление на имя директора школы с просьбой «аккредитовать» дневник. Говорят, это тоже выход, но только если «проштрафившихся» мало — 2 — 3 в классе...

Что за указание такое особо ценное? Звоню в Министерство образования, на которое ссылаются учителя. Начальник управления общего среднего образования Юрий Гладков разводит руками: «Первый раз об этом слышу! К дневникам только одно требование: чтобы их образец был утвержден министерством. Может быть, это так называемый местечковый эффект? Чиновники на местном уровне решили поддержать собственных производителей? Но нельзя же доводить дело до абсурда!» И то правда: школьный дневник — не колбаса в фирменном магазине, чтобы продавать его по принципу «сперва — свое, потом — чужое». Никто не спорит и с тем, что образец школьного документа должен быть утвержден как полагается и быть не просто внешне броским, но и безупречным с точки зрения педагогов. Но фабрики штампуют такие дневники по всей стране, в том числе в Минске, отчего ж нас «зацикливают» на Борисове?

Все это так, вопросы постфактум. Дневник–то куплен, школа довольна, Борисовская типография, полагаю, тоже. Уже знаю, что в следующий раз на «провокацию» не поддамся, буду биться за «свой» дневник до последнего и за новым ни ногой. Кстати, этот момент может настать очень скоро. Обложка у большинства дневников нынче — одно название. Уже к осенним каникулам изрядно замусоленная, к зимним обложка и вовсе теряет связь с родной тетрадью, в месте соединения скрепок зияют дыры. Вздохнет расстроенный родитель, вооружится клеем да скотчем и принимается за «реанимацию». А про себя ностальгирует: и где ж вы, дневники моего детства? Те, с картонной обложкой, которая мялась и рвалась, только если ну очень сильно захотеть?

А ведь дневник — не просто реестр оценок и заданий. В дружных семьях это почти семейная реликвия. На сайте одной из минских средних школ я вычитала прекрасную идею — повысить статус школьных дневников. Дело за малым — за фантазией. Скажем, учителю рекомендуется искренне отмечать успехи ученика, не писать однотипно и стандартно (дети равнодушие тут же замечают!). Бабушкам и дедушкам, папам и мамам — приходить на классный час «Дневниковые истории» и рассказывать о своих дневниках и историях, с ними связанных. Ну а ребятам — состязаться в конкурсе «Ода дневнику», придумывая стихи, афоризмы, фантастические истории и проекты главного школьного документа XXI века.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter